Рассказываем о пятом альбоме шотландских инди-рокеров Franz Ferdinand, которые впервые выступят в Киеве уже этим летом.
Где: арт-завод Платформа (ул. Беломорская, 1)
Когда: 13 июня в 20:00
Быть одной из ключевых групп, с которых все начиналось – немалая ответственность. Franz Ferdinand в начале двухтысячных получили этот негласный статус в Великобритании, как и другие представители пост-панк ривайвла – Editors, Bloc Party, Arctic Monkeys или The Cribs.
Пост-панк ривайвл – возрождение пост-панка, если дословно с английского. Любое подражание фундаментальным основам жанра работает до поры до времени. Дальше – либо менять подход к материалу, либо живешь в замкнутом круге самоповторов, каждый раз изобретая колесо заново.
Если вы когда-нибудь спросите, что такое молодость, то послушайте ранних «францев», чтобы ощутить это в максимальной полноте
Franz Ferdinand во главе с Алексом Капраносом повезло. Группа собралась не из несмышленых юнцов, а взрослых мужчин, которые переиграли во множестве проектов. Честно заработанную славу они до сих пор расходуют осторожно и рассудительно: и в чарты попадают, и пользуются популярностью у аудитории.
«Always Ascending» – всего лишь пятый в дискографии банды. За 14 лет существования они выпускают и больше лонгплеев. Однако это доказывает, что та самая слава, если она заработана правильным путем, продукт во всех смыслах полезный и без срока годности. Кредит доверия, но более устойчивый не только к общекультурным изменениям, но и к мутациям, которые происходят внутри индустрии.
Franz Ferdinand сейчас, если выразиться ученической поговоркой, студенты, чья зачетка работает на них. Два первых альбома группа пахала, придумывая хиты, а сейчас роялти пашут исключительно на них. Теперь они могут баловаться в свое удовольствие. Брать тайм-аут в несколько лет. Сочинять не чарттопперы, а осмысленные, концептуальные вещи. Во всяком случае, это так выглядит в их представлении.
На самом деле, предыдущие альбомы были куда более цельными, чем «Always Ascending». Первые пластинки объединяла концепция безудержного веселья, тесных клубов и максимально близкого физического контакта. Если вы когда-нибудь спросите, что такое молодость, то послушайте ранних «францев», чтобы ощутить это в максимальной полноте.
По всей видимости, продюсер Филипп Здар понял Капраноса слишком буквально. Впрочем, к решению задачи Здар подошел лучше дискобоя Тодда Терье. Последний на предыдущем альбоме «Right Thoughts, Right Words, Right Action» не сделал ровным счетом ничего. Здар, основная работа которого – быть половиной диджей-дуэта Cassius, решил перенести весь опыт с группой Phoenix и знания о дрыгательной французской музыке на шотландский квинтет.
Для Шотландии Franz Ferdinand – супергруппа в каком-то смысле
Получилось интересно. «Always Ascending» – очень неоднородный и противоречивый. Крепкие, гитарные хуки в «Lazy Boy» сменяются задумчивостью «The Academy Award». Одноименная «Always Ascending», ритмичная и умная вещь, стоит в самом начале. «Glimpse Of Love» сбежала из страшных снов New Order. «Feel The Love Go» имеет лучшую саксофонную партию со времен «Careless Whisper», а замыкает альбом «Slow Don't Kill Me Slow» – композиция, которая разгоняется только спустя две с половиной минуты.
Фронтмену Алексу Капраносу немало лет, он красит волосы перекисью и носит до нелепого милый пиджак «под леопард». Может показаться, что «Always Ascending», привлечение французского диск-жокея и обилие синтезаторных моментов – это попытка омолодиться, но нет. В этом поведении шика и небрежного стиля больше, чем в пассивно висящей модной челке Мэттью Хили из The 1975.
Дело в том, что Franz Ferdinand собрались из самых сочных кусков тусовки Глазго. Парни перезнакомились между собой в девяностые, охуительно отрывались и время от времени друг другу помогали в музыке. Так что для Шотландии Franz Ferdinand – супергруппа в каком-то смысле. Общая утонченность кутежа с каждым десятилетием деградирует, но эта банда не растеряла умения «гулять» красиво.
«Красиво» – понятие растяжимое и каждый его видит по-своему. На одном хуковом инди далеко не уедешь. Надо снова «смазывать петли». Но так, чтобы осталась вся суть того, ради чего собиралась группа. Сделать это не так-то просто. В интервью Капранос говорил: «Мы хотели сделать танцевальный альбом, но так, как будто его играет группа недоучек».
Бесспорно, Franz Ferdinand достигли желаемого. Зачет в копилку за свою работу получат. Но неровность в настроении оставляет осадок. «Always Ascending» то несется во всю прыть, то ведет себя сдержанно, как пьяный мужик, который пытается пройти по прямой, чтобы штраф не платить. «Always Ascending» хочет в танцы, но в свои собственные, с особенными движениями.
Есть немного хитроумности в том, что Franz Ferdinand делают сейчас. С одной стороны, «Always Ascending» сделан для народа. С другой – этой пластинкой группа решает собственные вопросы и задачи. Да, в начале карьеры ощущался исполнительский класс и мелководность текстов, хоть у каждого члена группы был внушительный бэкграунд в сфере искусств.
Кроме новичков, остальным «францам» уже за 40 и проживая в стране, которая пережила референдум и Брексит, было бы глупо стараться отнекиваться от происходящего вокруг фразой «Музыка вне политики». Капранос активен в Twitter по политическим вопросам, а треки «Lois Lane» и «Huck & Jim» открыто намекают на недостатки журналистики, как ремесла, и президента США Дональда Трампа, который пустил по пизде медицинские наработки Барака Обамы.
Мы хотели сделать танцевальный альбом, но так, как будто его играет группа недоучек
Правда, истинный смысл настолько глубоко сокрыт за аллюзиями, метафорами и аббревиатурами, что с ним надо как с нефтью – сначала завоевать территорию, пробурить вышку, а уж только потом сцеживать его по каплям в баночку. Прежде всего, Franz Ferdinand – поп-группа, призванная доставлять энтертеймент в каждый плеер. Капранос долгое время работал поваром и написал книгу о кухнях разных стран, которую он попробовал во время гастролей. Но он же не сочинил альбом, где в лоб расписывает рецепт утки по-пекински.
Социальная ответственность тоже важна, но в музыкальном мире ее первое место – второе или другое любое. Прежде всего – приятный мотив и запоминающийся текст. Franz Ferdinand, к счастью, это до сих пор могут и умеют, хоть и не совсем точно формулируют на «Always Ascending».
«Всегда восходящий» – примерно так звучит название альбома на русском. В нем упоминается тон Шепарда – звук, который образуют многократным наложением гармонических колебаний, которые кратны друг другу. Кажется, что тон бесконечно повышается или понижается, но на деле его высота не меняется. У Franz Ferdinand с новой пластинкой получилось примерно так же. Местами – вверх, местами – вниз. Но, в общем – стабильно на уровне.