Рассказываем о предстояшем концерте Børns в Киеве, о его пластинке «Blue Madonna» и о том, почему за нее надо сказать спасибо итальянскому художнику 17 века.
Где: Atlas (ул. Сечевых Стрельцов, 37-41)
Когда: 29 мая в 20:00
В музее Джона и Мейбла Ринглингов во Флориде выставлена картина «Печальная Мадонна» итальянца Карло Дольчи. Очень религиозный художник 17 века, ничего другого кроме святых не рисовавший, изобразил Мадонну в интересной манере.
Женщину обрамляет массивный синий капюшон. Он яркий, моментально бросается в глаза. Кроткое лицо под ним получается не сразу. Любопытная деталь. Как мы привыкли видеть подобные полотна? Страдания в мрачных тонах, чтобы человек поверил: «Да, передо мной уж точно святой». Дольчи поступил иначе – дал рисунку цвета. Причем такого насыщенного, который подсознательно ассоциируется с чем-то хорошим. Человек верит в Бога. Вера – не самая простая работа, но в его понимании это надежда. Если есть надежда – значит можно рассчитывать на положительный исход в целом.
Это единственное, что позаимствовал Гарретт Борнс (он же Børns) у художника для альбома «Blue Madonna». Ну, и название еще. Переменную с молитвами и прочими атрибутами он оставил набожным. Себе забрал необъяснимое ощущение того, что все будет в порядке. В интервью Борнс рассказывал, что новая пластинка – не о любви вовсе. Но он лукавит. Все песни, так или иначе, связаны с этим прекрасным и одновременно отвратительным щемящим переживанием. Просто чувства для Гарретта в этот раз не на первом месте.
Несмотря на название, «Blue Madonna» совсем не о грусти. Да, альбом Борнса можно назвать саундтреком к отношениям, которые окончательно превратились в руины. Ода, элегия, но исполненная с легким налетом пафоса и чрезмерным весельем. Такие вещи не уместны на похоронах, только если ты не член «Монти Пайтон».
Изначально Борнс ориентировался на поп-глэм-рок. Достаточно послушать хит-сингл «Electric Love» с дебютника «Dopamine». Только в «Dopamine» была одна большая проблема. 90% материала беспомощно топталось на месте. За основу бралась та же «Electric Love». Остальные песни структурно повторялись, слегка видоизменялись, а текст переписывался.
В этот раз музыкант не дал сесть студийным боссам на шею. «Blue Madonna» получилась красивым и размашистым полотном. Он выдал крайне компактную, но зрелую работу. В процессе прослушивания она расцветает ровно настолько, чтобы покорить слушателя, но не вызывать у него аллергии. В ней спрятано намного больше деталей, чем может дать нынешний среднестатистический поп-альбом.
Если судить категорией развлекательных викторин, «Blue Madonna» – возможность поиграть в диванного Валдиса Пельша. В альбоме сосредоточено множество жанровых ростков и все музыкальные интересы Борнса на данный момент. Непреодолимая тяга к семидесятым с их расклешенными костюмами, блузками «унисекс» и высокими брюками. Бодрый и дурашливый синти-поп восьмидесятых. Пышные баллады с полноценным оркестром из весьма плаксивых девяностых. Сиди и угадывай.
Борнс не стесняется быть подражателем. Такой подход был бы плох с любым артистом, но почему-то с ним работает в обратную сторону. В копировании Борнс действует по максимуму, но не перегибает. Ходит по тонкой грани между отторжением и восхищением аудитории.
Например, припев в треке «Man» – своеобразный привет голосистой Флоренс Уэлч из Florence + The Machine. Гитарные вставки в песне «Sweet Dreams» напоминают дэнс-рок дуэт Ratatat. Диско-лирика «Iceberg» - прямое наследование Алана Паломо из Neon Indian и его чудесного альбома «Night School». Изо всех сил Борнс старается не походить на Билли Джоэла в «Faded Heart». За такое количество отсылок могли бы предать анафеме за отсутствие оригинальности, но Борнс настолько изящно вплетает это в канву своих композиций, что хочется воскликнуть: «Е**ть, да этот парень хорош!»
В свои несовершенные тексты Борнс старается вкладывать смысл с горкой, что для поп-музыки не всегда является нормой. Затеяв общение с фанатами на сайте текстов Genius, он принялся объяснять некоторые строчки из своих песен. Его беспокоит многое. Начиная от разницы ощущений в прикосновении к бумажной книге или электронному планшету, и заканчивая беспокойством за человечество, которое стремится перевести все отношения в глобальную плоскость интернета.
Борнс – трубадур, который не вписывается в рамки привычного коммерческого процесса. «Blue Madonna» вроде и вышла на престижном лейбле, содержит в себе современный звук. Но ее трудно назвать мейнстримовой, несмотря на подходящую обертку. Состояние современной музыки таково, что чаще всего основной месседж в песнях невольно барахтается на поверхности. У Борнса тоже содержится вроде бы бесхитростный смысловой посыл. Но по итогу оказывается куда глубже, чем у большинства конкурентов. Год только начался, а претендент на звание лучшего поп-альбома уже выбил дверь с ноги и бесцеремонно уселся на кушетке рядом с вами.