Фильм-концерт «Ханс Циммер – вживую в Праге» (Hans Zimmer – Live in Prague) - вечеринка с классикой саундтреков и совершенно неакадемическими байками.
Где: кинотеатр «Киев» (ул. Большая Васильковская, 19)
Когда: 9 марта в 19:00
В пражской О2 Arena расставлены стулья, настроены инструменты, а тишина стоит гробовая. Через пару часов молчание развеется. 17 тысяч зрителей заполнят зал, а Ханс Циммер и его оркестр из 72 человек поднимутся на сцену. Этим кадрам в «Hans Zimmer – Live in Prague» уделено около двух минут. Все остальное – живое воспроизведение культовых мелодий, под которые перед глазами пробегает генерал Максимус или малолетний Симба.
«Давайте представим, что это вечеринка. Все собрались непринужденно поболтать, а мы вам еще и музыки поиграем», – говорит Циммер. В каждой шутке, как известно, доля шутки. Получился не концерт с запланированными трехгрошовыми фразами: «Спасибо, какая прекрасная публика!», а реальный движ, где Ханс – хозяин тусовки, он травит байки, а все вокруг смеются. Расскажет, как с Ридли Скоттом общался на предмет саундтрека к «Гладиатору» или как заставил Джонни Марра из The Smiths сыграть партию кларнета на гитаре. И так два с половиной часа.
Представим, что это вечеринка. Все собрались поболтать, а мы вам еще и музыки поиграем
По сути, Ханс Циммер сейчас – не популяризатор классики, но популяризатор саундтреков. Циммер понимает, что музыка в фильме должна быть не только поддержкой для штанов, но и полноценным элементом, запоминаться. Но запоминаться так, чтобы попадать и в чарты Billboard, и в плеер к слушателю.
Если вслушаться в его «скоры», то становится понятно, что они построены по эстрадным лекалам. Простой фундамент из нескольких звуков, который обрастает нужным «мясом» в процессе работы.
То на клавишных сыграет, то на банджо побрынчит, то постучит в литавры
Но в «мясе» нашли нюанс. Циммера давно обвиняют в том, что саундтреки он создает будто на конвейере. И, как следствие, падает их качество. Его компания Remote Control Productions занимается звуковыми дорожками к фильмам и играм. По словам знающих людей, Ханс либо сочиняет основные мелодии, либо отдает работу на аутсорс. Такая же ситуация могла возникнуть и с живыми выступлениями, но язык как-то не поворачивается назвать композитора в кадре лентяем. То на клавишных сыграет, то на банджо побрынчит, то постучит в литавры. Называет всех участников оркестра поименно и рассказывает, за что любит.
Поп-чутье Ханса помогает ему занимать не только строчки в хит-парадах, но и организовывать мировые турне, и занимать место на весьма хипстерских мероприятиях вроде фестиваля Coachella в Калифорннии. Последнее – факт, который подтверждает, что Циммер своей музыкой проторил путь не только ко взрослой аудитории, но и к молодежи. Так или иначе, большинство видело похождения Джека Воробья, анархию Джокера и спасение вселенной пилотом Купером.
Приключения, боевик и научная фантастика. Кажется, что Ханс Циммер может написать музыку к полному метру любого содержания. Среди его работ были и комедии («Реальная любовь»), и мультфильмы («Король Лев», «Мадагаскар»), и хорроры («Звонок»), и драмы («Тонкая красная линия»). Как у продюсера, вроде Рика Рубина, который знает, как смочь и в рок, и в рэп, и в поп, у Циммера есть понимание работы механизма не только музыки, но и каждого жанра кинематографа по отдельности. Понимание поверхностное, но достаточное для создания уместного и точного звукового ландшафта.
Возможно поэтому к Циммеру весьма прохладное отношение у наградных комитетов. За всю карьеру композитора номинировали на «Оскар» 11 раз, но статуэтку он получал лишь однажды – в 1995 году за саундтрек к «Королю Льву». Академики предпочитают сложности, бездонную глубину и хитрые изъебы. Только от кроссовера жанров у почтенных становится жидким стул. Например, тема к «Багровому приливу» Тони Скотта – тягучая, медленно разворачивающаяся композиция с классическим хоралом, в которую неожиданно врывается гитарный запил, попахивающий одновременно Карлосом Сантаной и мачизмом. Такие мичуринские скрещивания и привлекают слушателя. Вроде и классика, но в современной одежке.
Циммеру важно дать шоу. Остальное – вода.
Но Циммеру, по всей видимости, параллельно на мнение вышестоящих. Взять хотя бы тот же сет-лист пражского концерта. В нем классика вроде «Человека дождя» или «Шофера мисс Дэйзи» идет в одной шеренге с музыкой из «Нового Человека-Паука 2» и «Человека из стали». Признанные картины и фильмы, получившие не самый теплый отклик у аудитории. Но в отрыве от картинки и то, и другое на сцене звучит умопомрачительно круто. Хансу плевать, из какой ленты какие звуки играть, он заведомо уверен в том, что перенес из головы на нотный стан. Циммеру важно дать шоу. Остальное – вода.
Вода, которую он предпочитает не лить в уши ни зрителю, ни слушателю. Слушая треки, которые бы Валдис Пельш угадал с трех нот, сразу хочется пересмотреть дома киношку под вкусные ништяки или освежить в памяти все 20 композиций из «Шерлока Холмса» или «Сундука Мертвеца». Такие же ощущения возникают, когда ты в супермаркете или баре услышал знакомую мелодию. Разум моментально тянется в архивы памяти, чтобы связать настоящее с прошлым в цельную картинку. Отсюда и появляется жгучее желание дополнить или восполнить. Значит, со своим званием «короля льва поп-саундтреков» Циммер все еще справляется.
Фото предоставлены KyivMusicFilm
Юрий Береза - редактор Karabas Live