Психологический триллер и одновременно сатира на общество потребления, а также черная комедия о современной семье «Ужин» Орена Мовермана – это конфликт принципов и защиты близких, история с открытым финалом о противоречивости человеческой натуры во всех ее проявлениях.
Где: кинотеатр «Киев» (ул. Большая Васильковская, 19)
Когда: с 8 марта
«Я не люблю мужчин. Я не люблю женщин. Я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я поставила бы ноль», − говорит в «Трех историях» моей любимой Киры Муратовой моя любимая Рената Литвинова (не смейтесь, хватило того, что из-за этого меня не воспринимали всерьез на первом курсе!). Но мы сейчас не об университетских, а о детских обидах. О незакрытых гештальтах и травмах детства, о расизме и жестокости, об инстинктах и образованности.
К чему я привела эту цитату? Она полностью описывает мое состояние на финальных титрах. Лента обрывается на самом интересном месте, а всё потому, что каждый из героев остался при своем мнении.
Последний раз такая внезапная концовка была тоже в своего рода семейно-проблемной драме Ханеке «Хэппи-энд». Но прямейшая ассоциация – это, конечно же, «Резня» Романа Полански, приправленная хичкоковским саспенсом. Только ситуация похлеще.
За «Ужином» будет много разговоров и разборок. Не ожидали такого от Ричарда Гира? А это и не его вина. Точнее, он тут не при чем. Но всё по порядку. По сюжету его герой Стэн Ломан баллотируется на пост губернатора, весь такой занятой и самодостаточный, с женой и любовницей – мистер уверенность в себе! Оторваться от дел его заставил один инцидент, в котором замешан его приемный сын и племянник (сын его родного брата). Этот важный вопрос заставил героя Ричарда Гира собрать близких на семейный совет в пафосном ресторане с космическими ценами. Почему я сделала такой акцент на этом? Потому что сам режиссер решил сыграть на контрасте: изысканная еда и высший свет против преступления и низости в обращении с человеком.
Ситуация такая: у Стэна есть брат Пол – полная его противоположность. Он – учитель истории, разочарованный тем, что современных подростков не интересует ничего, кроме соцсетей и роликов на YouTube. И сразу две пословицы вам. Сапожник без сапог и в семье не без урода. Еще с детства Пол ревновал Стэна к матери, уже во взрослой жизни он страдает от психических расстройств и завидует будущему губернатору. Хотя брат всё терпит и всячески пытается помочь – он даже свой законопроект посвятил доступной медицинской помощи для тех, кто не способен оплатить лечение.
Наш вечно бурчащий учитель истории (уже теперь бывший) как не мог найти общий язык с учениками, так и не может его найти с собственным сыном, который сейчас переживает трудный возраст. Однажды он, искатель приключений на одно место, гуляет по ночным улицам в компании Бо, приемного сына Стэна, и ... еще родного сына все того же Стэна. Уже пора по домам, ребята вызвали такси, остается только снять деньги с карточки. В единственной ближайшей кабинке с банкоматом устроила ночлег пожилая бездомная. И тут подростки решают повеселиться: один бросает реплику: «Мусор к мусору», после швыряет в бездомную горящие спички. Бо стоит в стороне, мальчики снимают всё это «веселье» на мобильный. Позже Бо находит запись на компьютере и выкладывает видео в сеть. За молчание он просит выкуп. Но потом меняет решение и планирует «сдать» преступников полиции.
И тут мнения родителей разделяются. Где же правда? На чьей стороне? Гир – единственный из собравшихся, кто готов выдать виновных (во их же благо). И даже снять свою кандидатуру с губернаторских выборов, потому что «кем же эти дети вырастут, если это так просто сойдет им с рук?» Одна из зрительниц в зале в этот момент не сдерживается и говорит: «Говном».
Ясно одно: то, что произошло, – последствие упущения в воспитании. Вне всякого сомнения, это страшный сон для любого родителя. А чтобы не оказаться в такой ситуации, детям нужно показывать подобные фильмы и, как бы банально не звучало, рассказывать «что такое хорошо, а что такое плохо». Так или иначе, хорошие книги и фильмы – наши лучшие друзья, учителя и психологи. Они без нравоучений показывают, к чему может привести жестокость ради интереса, как ситуация в «Ужине». Это не кино для релакса, но если вы хотите избежать ошибок, с которыми вам жить до последнего дня – must see (для семейного похода в кино).
Вот что говорит сам режиссер об идее своей картины: «Феномен нашего времени в том, что мы живем в постгуманистическом обществе и очень не хотим признавать человечность тех, кто не входит в наше племя».