Спектакль «Психоз в 4:48» - победитель в конкурсе от Британского совета Taking the stage. «Психоз в 4:48» - последняя пьеса драматурга Сары Кейн, дописав которую она ушла. В 4:48.
Где: театр «Актер» (вул. Большая Житомирская, 40)
Когда: 18 июля в 19:00
Однажды я увидела в витрине красное платье. Оно было очень красивым. Я ходила мимо несколько дней и даже фантазировала о своих променадах в нем. Все говорила себе, что нужно зайти и померить. Блин, оно мне даже снилось. Настал день, когда я решила зайти за ним, но подходя к магазину обнаружила, что оно исчезло. Залетела внутрь и увидела, как платье юркнуло в примерочную, через пару минут послышался хруст и из примерочной вышла девушка, обтянутая им, как колбаса. Ей не хватало сантиметров 30 роста, чтоб платье не болталось по полу.
«Урежем», - решительно сказала девушка-колбаса и попросила упаковать. Слезы были на моих глазах, хотелось злостно прокомментировать. Но платье-то уже уходило.
Позже, обдумывая дома свою потерю и успокаивая себя, я подумала: «Под это платье нужны ноги Черкашиной. А они такие одни».
Кто такая Черкашина и что с ее ногами?
Оксана Черкашина - одна из троих героинь премьерного спектакля «Психоз», поставленного по пьесе британской драматургини-самоубийцы Сары Кейн.
На протяжении ряда лет Сара Кейн страдала маниакально-депрессивным психозом и несколько раз проходила курс лечения в психиатрической клинике. В 1999 году в состоянии глубокой депрессии покончила с собой, повесившись в ванной. «Психоз в 4.48» - это ее последняя пьеса, дописав которую драматург и ушла. В 4:48, конечно же.
До середины 2000-х пьеса стала культовой для многих театров. Я лично видела три «Психоза» вживую и еще пять в записи. Интерпретации все были разные, но такие же депрессивные, как жизнь самой Кейн.
Стоп, подозреваю у вас сейчас легкая паника? Платье? Ноги? Самоубийство?
Поверьте, это не паника! Паника была у неподготовленного зрителя, который шел в обычный городской театр, чтобы мило провести вечер, а попал на безумное фрик-кабаре невменяемых девиц с сорванными голосами.
Показать смерть так, что захотелось жить
Но вот что было прекрасно в этом «Психозе» - в нем было все, кроме депрессии. Режиссеру Розе Саркисян удалось показать смерть так, что захотелось жить. Жить так, чтоб не бояться умирать. Потрясающие актрисы Нина Хижная и Оксана Черкашина (о ногах чуть позже) за час дали столько эмоций, перевоплощений, столько выхода за грани театра, что стены начали содрогаться и были готовы разойтись от их энергии. Физиологически точные, натуралистичные сцены, запах кетчупа, стекающего по телу, скрип надувной куклы, женские колготки, парики, дрель, готовая впиться в голову актрисы, будь она менее внимательна.
Нас закрыли в пространстве и заставили наблюдать за прелестями смерти и шаткой психики. Нас заставили бояться, что актрисы, чье состояние не внушает доверия, играют роли, не внушающие спокойствия, и могут выйти за грань театра. И тогда доберутся со своими психозами к нам.
Когда проект «Психоз» стал одним из победителей в конкурсе от Британского совета Taking the stage, я удивилась – в первую очередь, тому, что британцы поддержали заезженную пьесу, точно так же, как и мертвую Кейн. Но команде удалось ее не только возродить, но и сделать более живой, чем та была при жизни.
«Психоз» влетел в мой рейтинг любимых спектаклей столицы
Почему? Потому что честно и нескучно. Еще почему? Потому что это действительно кабаре, со всеми его прелестями (до этого в наших широтах в этом жанре хорошо показался только театр «Мизантроп» с его скандальным «Кабаре-холокост» в исполнении питерских артистов). Еще почему? Потому что ноги Черкашиной. Длинные, сильные, со следами сцены и репетиций, порою бесстыжие и живущие своей жизнью, то и дело рассекающие пространство.
«Психоз» напомнил мне то красное платье
Я точно знаю, как бы хорошо «сидел» этот спектакль в репертуаре Дикого театра, и надеюсь, что Славе Жиле и его театру хватит сообразительности надеть туфли на высоких каблуках, чтоб этот проект не был, как платье на девочке-колбасе.
З = зависть)
Фотографии: Алексей Товпыга