Концерты ONUKA и NAONI отгремели в Киеве, следующий концерт состоится в Одессе, а мы пока слушаем новый альбом «MOZAЇКА» и разбираемся, почему второй лонгплей Наты Жижченко – один из самых жизнеутверждающих альбомов в этом году.
Что: концерт ONUKA и NAONI
Где: Одесский театр оперы и балета (Одесса, переулок Чайковского, 1)
Когда: 26 марта в 19:00
В фойе станции метро «Золотые Ворота» открылась мини-выставка. Ната Жижченко, голос ONUKA, поучаствовала в фото-проекте, у которого было две цели. Первая – привлечь внимание людей к уникальным и бесспорно красивым фрескам-мозаикам метрополитена, вторая – опять же привлечь внимание людей, но к «MOZAЇКА» – первому за четыре года полноформатному альбому от Наты.
За два дня до выставки десять украинских СМИ получили эксклюзивные истории о создании треков с «MOZAЇКА», но, ясное дело, без песен. Спиратить музыку – дело нехитрое. Но одного текста хватило, чтобы заинтересовать потенциального слушателя. Жижченко подробно рассказывала: о чем песня, как сочинялась, кому посвящена. Теоретически достаточно хорошего воображения – и альбом можно не слушать.
Одной только пиар-кампании можно ставить 10 из 10. Пример работы с «MOZAЇКА» – простой, но эффективный ход, реализованный при минимуме затрат. Особенно в век сложносочиненных, никому не подчиняющихся пресс-релизов и новостных поводов, которые высосаны из пальца. Продвижение цепляет настолько, что выбора не остается – пластинку надо слушать.
И это, пожалуй, один из немногих моментов, когда быть загнанным в угол приятно. Над «MOZAЇКА» хорошо поработали не только с рекламной стороны, но и повествовательной. Альбом в буквальном смысле слушается и собирается, как мозаика. В итоге получается картина жизни отдельно взятого человека. ONUKA на сцене, а тем более с оркестром НАОНИ, несется во весь опор. Стробоскопы блымают, народные инструменты создают ощущение надвигающейся угрозы. Ната либо лупит в пэды, либо выдает свирели на сопилке.
Но ONUKA в наушниках – совсем другая материя. «MOZAЇКА» – это хрупкий мир сильной личности. Она по кусочкам собрала все воспоминания, которые ей дороги. Все смыслы, которые ей важны. Например, «STRUM» – это посвящение бабушке Жижченко. В треке «VATRA» использован фрагмент записи детского концерта маленькой Наты. «ARKA» – чисто диснеевская инструментальная увертюра, которая вдохновлена недельной практикой на Чернобыльской АЭС, а «ALL FRIENDS» написана в день смерти Кузьмы Скрябина.
Не только в ностальгических моментах нарративная сила «MOZAЇКА». На пластинке достаточно моментов о «здесь и сейчас». «GOLOS» – воодушевляющий трек, который призывает никогда не молчать, если в мире происходит несправедливость. «GUNS DON'T SHOOT» – пульсирующее техно о глобальных проблемах человечества. «ALONE» – песня, написанная под впечатлением от депрессивных признаний ирландской бунтарки Шинейд О' Коннор.
ONUKA связывает прошлое и настоящее, давая возможность появиться будущему. Этот момент ярко иллюстрирует открывающая композиция «VSESVIT». Кто мы? Откуда взялись? На эти вопросы уже есть ответы. А вот для чего нужны? Этот момент мы, наверное, будем прояснять для себя каждый день с мыслью, что живем не одни в бесконечной галактике.
Смыслы более-менее раскрыты, а как же музыкальная часть? «MOZAЇКА» продолжает следовать вектору, который был задан в самом начале существования проекта. Электроника – в большей степени, фольклор – в меньшей. Меняется лишь окраска, с которой подается материал. Дебютник «ONUKA» был слегка холодный, отстраненный. В миньоне «VIDLIK» благодаря одноименному треку чувствовались бой и агрессия.
«MOZAЇКА» же обладает более легким, но в то же время задумчивым настроением, при этом соблюдая баланс и не пытаясь вылезти за берега. С задачей «топтать танцпол» отлично справляются «GOLOS», «ANIMAL», «XTO», «GUNS DON'T SHOOT» и «VATRA». За философское направление отвечают «VSESVIT», «STRUM», «ARKA», «ALONE» и «ALL FRIENDS».
Танцевальная часть прыткая, разгоняется по максимуму за секунды. Крепкий, сильный бит и разнокалиберный оркестр НАОНИ придают размах, уверенность, даже эпичность. Песни лирического настроения тягучие и немного тормозят движение по трек-листу. Это не то, чтобы плохо. Определенный «брейк» в прослушивании всегда необходим, но местами он бывает затянут.
Впрочем, «MOZAЇКА» – работа, которая не собирается соревноваться на скорость или самый быстрый темп в стране. В ней запланирован именно такой ход вещей, с небольшой синусоидой. Как ни странно, это единственный возможный вариант, чтобы события развивались наиболее естественным образом. Потому что они поддерживают равновесие и баланс.
Жижченко поставила в центр «MOZAЇКА» себя, но далеко не для самолюбования. Это своего рода наглядное пособие. Вглядитесь, насколько маленьким может быть человека и какого масштаба могут быть события, которые его окружают. И что важно быть стойким в такие моменты.
ONUKA записала альбом, который важен и нужен людям сейчас, несмотря на то, что он получился достаточно личным. В «MOZAЇКА» есть свет в конце тоннеля, элемент отвлечения от всего, чистой радости и момент, который на английском называют «bittersweet». Но, в общем и целом, «MOZAЇКА» о том, что жизнь продолжается. И это здорово.
Фотографии: Facebook-страница ONUKA