Спектакль «Кицюня» в «Диком театре» - об ирландском экстремистском патриотизме. Ну, как бы ирландском.
Где: Сцена 6 (ул. Васильковская, 1)
Когда: 24 января в 20:00
Украиноязычный ирландский патриот Патрик (Владимир Заец) пытает русскоязычного ирландского наркодилера Джеймса (Алексей Доричевский)
Патрик (Владимир Заец) - молодой ирландский парень, беззаветный патриот, человек сурового нрава и строгих взглядов. Он ненавидит врагов своей прекрасной родины и за ее свободу готов укокошить кого угодно, хоть родного отца. Борясь за моральную чистоту нации, он взрывает в пабах бомбы, вырывает наркодилерам ногти, отрезает теневым воротилам носы и скармливает их собакам. Он никого не любит, кроме Ирландии и своего черного кота, оставшегося под присмотром вечно пьяного папаши Донни на острове Инишмор.
Кота зовут Бандерой.
Дейви (Дмитрий Вивчарюк) и Донни (Александр Ярема) обсуждают, как рассказать бешеному Патрику о смерти его любимого Бандеры
Любимый режиссер «Дикого» Максим Голенко уже проводил осторожные параллели между Украиной и Ирландией в спектакле «Королева красоты», поставленном в «Золотых воротах» по пьесе того же великого-ужасного Мартина Макдонаха «Красавица из Линэна». Там дело ограничилось парой шуток на языковую тему, звучавших не слишком резко и воспринимавшихся не вполне однозначно. В «Кицюне», поставленной по «Лейтенанту с острова Инишмор», осторожность похерена чуть больше, чем полностью, а однозначность такая, что любого чувака с лозунгами вместо мозгов вывернет наизнанку.
Надпись Home Sweet Home превратилась в слоган RIDNA HATA MOYA
Предусмотренная Макдонахом маленькая надпись Home Sweet Home превратилась у Голенко в растянутый на всю стену слоган RIDNA HATA MOYA. Ирландия ни разу не названа Украиной, но со сцены с надсадной гордостью и праведным гневом орут про «рідну Ірландщину». Большинство тамошних реалий заменены на здешние: тут тебе и УНА-УНСО, и «лента за лентою набої подавай», и братки Корчинского, и секта Мунтяна, и продажные депутаты Верховной Рады. Ну и подруга Надя, которую повязали за то, что пыталась протащить туда гранаты. Эту реплику в спектакль добавили явно после премьеры. Потом, небось, и другие добавят, поводы будут.
Второго кота, вы уже не удивитесь, зовут Ярошем.
Слава нації! Смерть ворогам!
Вся соль «Кицюни» и большая часть ее перца не в том, что у Макдонаха, а в том, что поверх него. Это выше описанные язвительные пассажи про дела наши скорбные. Это неподражаемый суржик Александра Яремы (Донни), в очередной раз блистательно сыгравшего рагульский национальный характер. Это ссыкотная философичность реплик Дейви (Дмитрий Вивчарюк), которые из-за дополнительных коннотаций стали еще смешнее, чем в оригинале. Это демонстративная, вполне в духе Макдонаха, неполиткорректность, которую Голенко вставил где только можно - скажем, религиозной организации «Содомиты за Иисуса» в тексте пьесы я что-то не припомню.
От реплик в зале гораздо больше хохота, чем от музыкальных и пластических этюдов
Вообще удивительное дело: обычно в современном театре - именно в современном, а не в том унылом академическом, который достался нам в наследство от позапрошлого века, - зрелище на первом месте, жест важнее слова. А вот в «Кицюне», несмотря на то, что здесь хватает и затейливого сценического движения, и остроумной работы с реквизитом, в главной роли - текст. От реплик в зале гораздо больше хохота, чем от музыкальных и пластических этюдов, хотя они тоже попадают в масть - спасибо тому же Яреме и группе Red Alice. Что до реквизита, то на сцене, конечно же, шины и металлические бочки. Если уж замахиваться на святое, то в полный рост.
Порой на «Кицюне» не веришь своим глазам и ушам.
Шина - предмет многофункциональный
Как такое можно было поставить - сейчас? В эпоху непомерного роста национального самосознания? Во времена всеохватной героики и надрывного пафоса? В годы великой и непримиримой ненависти к врагу? В пору, когда при упоминании имени Бандеры надлежит вытягиваться по стойке «смирно»? Как писали Ильф и Петров, «что за смешки в реконструктивный период?» Тем более что это уже не смешки, а дикий безудержный хохот!
Портрет Макдонаха вместо Шевченко, который, в свою очередь, вместо Христа
Хохот про узколобый фанатизм и звериную жестокость. Про ненависть во имя ненависти и самодовлеющую войну со всем миром. Про архаическую, конфликтную систему ценностей. Про унылый ресентимент и комплекс жертвы. «Кицюня» говорит обо всем этом максимально несерьезным способом - через жесткий фарс и тотальный стеб, как и положено черной комедии авторства Мартина Макдонаха. Кстати, его портрет висит на сцене, окаймленный рушничком, как бы вместо Шевченко, который, в свою очередь, вместо Христа.
Постановка Голенко скептична и цинична, но это скепсис и цинизм здорового человека.
Если в Украине появляются такие спектакли, она ще не вмерла.
У Патрика и Мери (Лилия Цвеликова) большая любовь. Скоро она его убьет
Фото: Алексей Товпыга