Уже через месяц после запуска главный редактор итальянского Vogue Франка Соццани назвала украинский Sleeper брендом месяца. Начальный капитал Кати и Аси составлял 2000 $. Сегодня Sleeper продается в Harrods, Barneys, Opening Ceremony. Его носят и инсайдеры моды, и суперзвезды.
Украинскую компанию поддерживает пресса, которую, пожалуй, не собирал ни один отечественный бизнес: The Guardian, The Times, Le Figaro, The New York Times, Vogue US, Marie Claire US (последний назвал льняное платье Sleeper со спущенными плечами лучшим платьем 2017 года).
Катя, почему у всех не получается, а у вас получается?
Ко всему происходящему мы относимся, как к дизайну. Начиная от создаваемых вещей, их съемок и сопроводительных текстов, до отношений внутри компании - это тоже по сути дизайн. Например, никогда не уволим человека за то, что он не справился с задачей. Ведь промах подчиненного - это ошибка руководства. Значит, наняли не того, поставили не четкую цель, не разбили ее на микрозадачи. А вот сплетни, интриги и лень - то, от чего держимся подальше. У нас есть правило: коэффициент драмы - ноль.
Словом, мы все делаем тотально. Это правило всех наших коллег. А я, кстати, никогда не видела трудолюбивых людей, которые были бы лузерами.
Что в целом думаешь о моде?
Совершенно очевидно, что никакой моды давно нет. Нам предлагают быть причастными к разным комьюнити, и мы либо принимаем это приглашение, либо нет. Следует заметить, что это совсем не похоже даже на 2000-е, когда без джинсов с заниженной талией выйти из дому было faux pas. Мы живем в постпостмодернистское время. Люди с ног до головы в The Row, Balenciaga или в Jacquemus - одинаково модные люди, хотя эти бренды обслуживают абсолютно разные эстетики. Мне это нравится. Вообще не имею привычки спорить с реальностью.
В таком случае эстетика - это что?
Это все. Поверни за угол - там fashion week. Все эстетические системы существуют параллельно. Сейчас время принятия, толерантности и гуманизма. Поэтому история о том, что мы все больше не ходим строем и не носим красные пионерские галстуки. Мода давно стала дизайном.
А как на счет масс-маркет брендов?
Масс-маркет - это не дизайн, это маркетинг. К сожалению, он не всегда с человеческим лицом.
Надо делать красивые вещи красиво
Речь о негуманных условиях труда на фабриках?
Абсолютно верно. Эти ситуации казались мне дном еще тогда, когда я не имела никакого отношения к бизнесу и работала журналистом. Я помню, как смотрела сюжет на NBС «The real cost of cheap clothes» и меня не покидало чувство, что человечество в погоне за капиталом уже и позабыло, что значит быть человеком.
Ни я, ни Ася не готовы нести ответственность за подобное. Поэтому Sleeper создал свое производство, мы делаем все возможное, чтоб стать самым лучшим местом работы для наших женщин. Надо делать красивые вещи красиво.
Хорошо, а, на твой взгляд, какова должна быть стоимость вещей? За какую цену ты бы никогда не купила футболку, например?
Мне нравится работа в этом плане Everlane. Очевидный масс-маркет, шьют базовые вещи, шьют в Китае. Но у них на сайте есть открытая информация о формировании их цен. Какая стоимость тканей, производства изделия на сертифицированных фабриках, где человек не теряет собственного достоинства, плюс маржа. Все прозрачно и честно. Это шедевр маркетинга с человеческим лицом, мы очень уважаем их бизнес. Что касается меня, майку дешевле 40$ я не куплю. И дороже 100$ тоже, потому что это экономически нецелесообразно.
Пару слов для новичков: с чего начинать бренд?
С маленьких объемов. Не нужно закупать ткани на кредитные деньги, нанимать много людей. Начните с того объема, который не сложно и комфортно делать одной. Потом станет скучно, вы начнете органически расти. Так же важно не вынимать деньги из оборота и постоянно реинвестировать.
И еще банальная вещь: ни один бизнес не стоит того, чтобы тратить все время на работу и приходить домой, не видя как растут дети. Или не имея возможности лишний час поговорить с родным человеком, или погулять с собакой.
К мужчинам есть вопросы, зато они у нас добрые
Как оцениваешь, модная ли у нас нация?
Однозначно украинцы опрятные, всегда в выглаженной одежде. Женщины наши красотки номер один в мире, тут даже не о чем говорить. К мужчинам есть вопросы, зато они у нас добрые.
Пока иду на работу по Подолу, вижу очень много красивых людей с прекрасным вкусом. Они с энергией, каждый одевается так, будто у них есть собственный голос. Мода и настоящий, живой стиль, они именно про это – про собственный голос.
Что думаешь о фейковых вещах?
Подделка - это иллюзия, чтобы казаться тем, кем ты не являешься. А теперь вопрос: чтобы что? Еще никто и никогда не полюбил и не зауважал из-за вещи на человеке. Твоим друзьям наплевать, что на тебе. Тебя любят и ценят совсем за другое. Как у Сосюры «Ти, наче яблуко рум'яне, але всередині пусте».
Где шопишься?
Как можно заплатить 100$ за вещь из полиэстера? Поэтому я шью одежду. Меня устраивает этот хлопотный процесс создания, но он подходит не всем. Выбор ткани, примерки…Я всегда довольна результатом - эти вещи сидят на мне прекрасно. Люблю онлайн шопинг. Люблю взять винишко, усесться удобно и занырнуть. Покупаю на Amazon, на Etsy нашла девушку, которая сшила мне из винтажных Levi’s идеально сидящие джинсы. Серьезные покупки делаю на Net-a-Porter. Но, честно говоря, у меня большой гардероб. И все, что хочу, уже есть.
Хорошо тебе в гамашах, ходи на здоровье
Катя, а у тебя вообще есть некий подход к своему внешнему виду?
Ой, я против диктатуры. Все, в чем тебе красиво - все супер. Вот хорошо тебе в гамашах, ходи на здоровье. Придумала ходить с попугаем на плече - супер! Хочешь пойти гулять в пижаме? Не отказывай себе. Я за жизнь как чудо. Любить и ценить каждую секунду, делать праздник себе, близким, любимым. Мода про радость жизни, а не про то, что мы копим полгода на сумку Michael Kors.