Спектакль «Слепота» театра «Мизантроп» - о темноте вокруг человека и у него внутри.
Где: Port creative hub (ул. Набережно-Крещатицкая, 10а)
Когда: 17 и 18 сентября в 20:00
Режиссер «Слепоты» Илья Мощицкий
Ни в коем случае не говорите: «Я иду смотреть «Слепоту». Склонный к новациям и провокациям «Мизантроп» поставил спектакль, посмотреть который в буквальном смысле слова невозможно. За исключением начальных и финальных минут, а также длящихся считанные секунды сцен с черным певцом и обнаженной девушкой, в помещении, где проходит постановка, царит кромешная тьма.
Слушать пожалуйста, смотреть ни-ни
Идея, надо сказать, не нова. Даже в Украине, не говоря о куда более продвинутых европах и америках, такое уже делали, и не раз. Влад Троицкий ставил в «ДАХе» «Девочку со спичками» по пьесе Клима - кроме вспышек серных головок на сцене никакого освещения не было. В Одессе второй год работает «Театр ушей», где зрителям перед спектаклем на глаза надевают повязки: слушать пожалуйста, смотреть ни-ни.
У постановки «Мизантропа» есть сильный козырь. Прием здесь не формальный - он оправдан, обусловлен сюжетом. В «Слепоте», одном из лучших романов нобелевского лауреата Жозе Сарамаго, описана фантастическая история массовой потери зрения, такой себе конец света в одной отдельно взятой стране. Логика очевидна: чтобы сполна прочувствовать состояние слепца, нужно попробовать влезть в его шкуру.
Однако и этот прием использован не впервые. В прошлом году в родном для режиссера Ильи Мощицкого Петербурге проект «Питерская театральная тусовка» поставил «Слепых» Мориса Метерлинка. В том спектакле также была сплошная тьма, зрители (вернее, слушатели) тоже попадали в положение героев пьесы, но в действие их вовлекали и другими способами.
Если актеры будут вас трогать, трогайте их в ответ
Если питерскую постановку можно назвать характерным примером иммерсивного театра (то есть такого, где зрители становятся непосредственными участниками действа: их вынуждают перемещаться по разным локациям, вступать в прямое взаимодействие с актерами и т.д.), то «Слепоту» таковым назвать трудно. Несмотря на предупреждения режиссера («если актеры будут вас трогать, трогайте их в ответ»), физического контакта с публикой не было - по крайней мере, в том месте, где сидел я.
Сами «Мизантропы» относят свое новое произведение к жанру site-specific. В общем, резонно: помещение Port creative hub, в котором проходит спектакль, сильно отличается от традиционного театрального зала. И все же просто расставить кресла по периметру прямоугольника и вынести часть действия за его пределы для создания особого пространства как-то недостаточно.
Недоставало неожиданных ходов, жирных изюминок
Играть «Слепоту» в темноте - отличная идея, но потенциал основного приема был использован от силы наполовину. Спектаклю ощутимо недоставало неожиданных ходов, оригинальных придумок, жирных изюминок - в целом он получился пресноватым и суховатым. Еще не сложилось с динамикой. Паузы дело хорошее, но при выключенном свете они утомляют в разы быстрее, и с этим нельзя не считаться.
Еще одно замечание касается уже не формы, но содержания. Сюжетную основу романа Сарамаго Мощицкий сохранил, однако так подрезал финал, что акценты с темы преданности и достоинства сместились на тему обретения свободы, выхода из ставших иллюзорными застенков. Для подростковых проповедей Ричарда Баха или буддистских парадоксов Пелевина такая акцентировка была бы в самый раз, но книга Сарамаго все-таки о другом.
Соавтор спектакля композитор Дмитрий Саратский объясняет зрителям, что они в этот раз только слушатели
Что в темноте прозвучало мощно, так это кульминационный монолог центральной героини. Единственная зрячая среди поголовно ослепших, она, по существу, спасает мужа и друзей от гибели, но не может уберечь саму себя от насилия и надругательства. Слепота в романе Сарамаго не только реальная, но и метафорическая: иногда, чтобы разглядеть в человеке и животную мерзость, и нравственное величие, нужно ослепнуть.
Требование сдать мобильные телефоны и не выходить из зала слегка напрягало
Напоследок о скучном, но важном. Да, неприятных сюрпризов для зрителей «Мизантроп» не устраивал, а о специфике постановки предупреждал заранее. И все же требование сдать мобильные телефоны и на протяжении всего спектакля не выходить из зала с единственной дверью в свете недавней трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» слегка напрягало. Как оказалось, не зря.
Хорошо, что один из прожекторов задымился, лишь когда его включили в самом конце спектакля. Все же дать зрителям возможность почувствовать себя не только слепцами, но и жертвами присутствующего в сюжете финального пожара, в планы режиссера не входило.
Фото предоставлены пресс-службой театра «Мизантроп» и Port creative hub, cover photo by Daniel McCullough on Unsplash