Я волновался, что после чернушных сатир «Дикого театра» добрая комедия французского актера и драматурга Ива Жамиака не произведет на меня впечатления, что я заскучаю и усну прямо в зале театра на Левом берегу. Но я ошибался. Постановка Дмитрия Богомазова «Человек, который платит» (второе название «Идеальная семейка») не давала мне заскучать ни на минуту.
Где: Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра (пр-т Броварской, 25)
Когда: 2 февраля и 21 марта в 19:00
Первая часть спектакля – комедийная, с валом добрых и смешных шуток. Вторая, что после антракта, становится намного серьезнее. При этом не покидает ощущение, что автор все время манипулирует настроением зрителя, из-за чего впервые хочется рассказать подробнее о главном герое.
Александр, хозяин дома, избегает одиночества и нанимает себе в окружение актеров, потому что не видит разницы между наигранными и настоящими чувствами. Даже больше: он утратил веру в искренние и подлинные эмоции, и тем самым разделяет философию, что все в мире покупается и продается, в том числе и жизнь. Его наполняет желание быть богом и при любых обстоятельствах оставаться «хозяином положения».
Как различить чувство и игру?
Но события обернулись не так, как он того желал, потому что худшим исполнителем в своем домашнем театре оказался сам главный герой. Дальше и дальше размывалась граница между настоящим и наигранным, ведь театр в театре становится реальностью, когда перестаешь замечать различия между ними. Но после что? После остается только вера. А вера – это слабость, особенно слабость для такого сноба и циника, как Александр. И поэтому с таким трудом и освобождением он произносит фразу «Я тебе верю». Ведь как различить чувство и игру? Только тем, что «должен верить», разрешить себе обмануться и принять мысль, что ты - то, во что способен поверить сам.
Спектакль Дмитрия Богомазова с первых минут отличается от привычных академических постановок. Разрушение четвертой стены, размещение актеров в зале и взаимодействие их друг с другом преподносятся в настолько мягкой форме, что выглядят органично и не воспринимаются как отдельные элементы. Примечательно, что белый грим нанесен на всех персонажей, кроме главного. И, как упоминалось раньше, спектакль пронизан добрым юмором, к тому же наполнен хореографическими и музыкальными номерами.
Спектакль сопровождается французскими chansons от Александра Бегмы и Оксаны Ждановой. И главная особенность, что все музыкальные вставки и фоновые композиции исполняются вживую (!) посредством аккордеона, мандолины, гитары и вокала. Кроме того, ребята еще играют и роль домашних слуг Александра, а уже сам факт реального звучания добавляет исключительной уникальности происходящему.
Хорошую пьесу сыграли хорошо
«Человек, который платит» тот случай, когда хорошую пьесу сыграли хорошо: это и Андрей Саминин в роли Александра Амилькара, и Леся Самаева в роли Элеоноры, и Владимир Горянский в роли Машу, и Алена Лавренюк в роли Виржинии, и эпизод Елены Хохлаткиной, что суммарно вызывает от актерской игры одно только наслаждение.
Недавно меня назвали тяжелым человеком и ужасным снобом, который ненавидит людей. И чем это не пустая фраза с очередной претензией на правду? Вот только меня она зацепила, причем сильно. Поэтому не удивительно, что в главном герое я узнаю себя, что бульдозером прошлось по моей болевой. А на призыв Элеоноры «Верь!» я отвечаю: «Верю!», и однозначно ставлю «Человеку, который платит» 9/10, к просмотру рекомендую. Это спектакль, который надолго останется в памяти с приятным послевкусием и экзистенциональными мыслями, и может для кого-то даже стать призывом к действию. Стоит только поверить.