Человек, которого родные считали погибшим, возвращается с войны слепым. Его дом полуразрушен, жена и две дочери, Бенина и Семира, еле сводят концы с концами, прочих родственников нет – одни умерли, другие куда-то исчезли. Собаки Дино тоже нет – ее съели с голодухи. Жена давно живет с его братом, старшая дочь зарабатывает проституцией, всех женщин семьи многократно насиловали, причем младшую обесчестили, когда ей было еще 13 (по тексту пьесы и вовсе 11).
Отец (Алексей Богданович) – центральный персонаж спектакля
Где: театр им. Ивана Франко (пл. Ивана Франко, 3)
Когда: 9 января в 19:00
Человек, не очень понимает, в какой мир он вернулся. Он ругает старшую дочь за то, что та пользуется помадой, мол, так поступают только шлюхи. Недоумевает, почему жена отказывает ему в сексе, если принадлежит ему по закону. Не добившись интима от супруги, принимается щупать Бенину – почему бы нет, та уже вполне женщина, вон какие сиськи отрастила. Человек тешит себя надеждами и строит планы на будущее, хотя у его домашних есть лишь одна надежда: сбежать из этого проклятого места куда глаза глядят.
Только Семира (Христина Федорак) действительно ждала возвращения Отца
Ларс Нурен, крупнейший шведский драматург современности, написал пьесу «Война» в 2004. Основой для нее послужил вооруженный конфликт в Косово, но реалий, привязывающих сюжет к конкретной истории и географии, в пьесе совсем мало. Война, по крайней мере, в привычном понимании этого слова, в ней тоже отсутствует. Вернее так: у Нурена показана не та война, что снаружи, а та, что внутри. Она не менее страшная. Она тоже убивает, только не сразу, а постепенно.
Люди прекращают жить и начинают выживать
Война – это когда привычные цивилизационные и этические правила перестают работать. Когда нормой становится все то, что в мирное время могло разве что привидеться в страшном сне. Когда люди прекращают жить и начинают выживать. Сейчас это называют модным словом «расчеловечивание», но оно не слишком точное. Потому что бесчеловечное – это тоже человеческое, это тоже, как ни крути, часть нашей несовершенной, полуживотной натуры.
Это все о пьесе, а пора бы уже и о спектакле. Поставили его на Камерной сцене Театра им. Франко, на той площадке, где самый академический из драматических театров страны позволяет себе эксперименты. Режиссером выступил 27-летний Давид Петросян, недавний выпускник театрального университета, сделавший себе имя «Буной» в ЦСМ «ДАХ». Рискну предположить, что к появлению молодого постановщика в команде франковцев приложил руку новый худрук театра Дмитрий Богомазов.
Если жена не дает, придется облапить дочку (Бенина – Вера Зиневич)
Для Петросяна это вторая работа в Театре им. Франко – первой была «Земля» по повести Ольги Кобылянской. Актерский состав снова звездный: Отца играет народный артист Украины Алексей Богданович, Дядю – народный артист Украины Остап Ступка, обе исполнительницы роли Матери имеют звание заслуженных артисток. Все это не только регалии, но и традиции франковской школы, с которой ассоциируются бархат, шелк, парча, сугубый консерватизм и неизбывный пафос.
Актуальность «Войны» трудно переоценить
Если пользоваться библейскими аллюзиями, «Война» - это попытка влить в старые мехи молодое вино. Впрочем, не то чтобы очень молодое. В постановке Петросяна нет ничего слишком уж радикального, она вышла довольно гладкой, почти без пощечин общественному вкусу. Богданович солирует со страстью, с экзальтацией, в манере, которую принято тавтологично называть театральной. Из режиссерских находок запоминается помада, густо размазанная по лицам Бенины и Отца, глаза, нарисованные на отцовских веках, и словно превращающий его в другого человека черный парик.
Дядя (Остап Ступка) и Мать (Инна Капинос) строят планы побега
Формально «Война» вроде бы не про нас, но актуальность постановки Петросяна трудно переоценить. Пятый год аннексии Крыма и вялотекущего вооруженного конфликта в Донбассе резко поляризовали украинский социум, довели его до состояния перманентной диванной войны.
Похоже, плотские чувства к Бенине испытывает не только Отец, но и Дядя
Да, реалии пьесы Нурена от нас вроде бы бесконечно далеки, но кто даст гарантию, что фейсбучные битвы не перерастут в уличные? И если задаться вопросом, действительно ли худой мир лучше доброй войны, далеко не всякий ответит однозначно.
Вся семья в сборе. Война продолжается
А пока у нас относительный мир, можно посмотреть, что такое абсолютная война. Война жены с мужем, брата с братом, детей с родителями. Война, где нет победителей, а есть только проигравшие. Маленькая жуткая война внутри одной, отдельно взятой семьи. Эхо большой войны, в которой, наверное, были правые и виноватые, но для пятерых персонажей спектакля это уже никакого значения не имеет.