Дмитрий «наше все» Богомазов поставил «Карнавал плоти» в 2012. Это был первый спектакль, сделанный им по возвращении в Театр на Левом берегу и первый по-настоящему фирменный богомазовский спектакль в родном театре после долгого перерыва. Пару необязательных постановок по пьесам отечественных бизнесменов, баловавшихся драматургией («Очередь», «Гости грядут в полночь»), трудно было воспринимать всерьез.
«Очереди» и «Гостей» в репертуаре левобережцев уже нет, а вот «Карнавал плоти» - это всерьез и надолго.
Роли Марии и Войцека теперь исполняют Оксана Жданова и Юрий Радионов
Где: Киевский академический театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра (пр-т Броварской, 25)
Когда: 13 июня в 19:00
О чем: о том, как тихий человек Франц Войцек из ревности зарезал любимую женщину.
Войцек и один из его мучителей Доктор (Петр Миронов)
Литературной основой спектакля стал «Войцек» Георга Бюхнера, одна из самых знаменитых пьес ХIХ века. Историю о солдате, убившем из ревности свою любимую, ставили сотни театров в десятках стран, экранизировали Вернер Херцог и Янош Сас, Альбан Берг превратил ее в оперу, а Роберт Уилсон с Томом Уэйтсом в мюзикл. Музыкальные интерпретации напрашивались: в пьесе Бюхнера есть тексты десятка песен.
Тамбурмажор (Михаил Кукуюк) в этой сцене идет вторым, но в глаза бросается первым
По музыкальному пути пошел и Богомазов. «Карнавал плоти» имеет подзаголовок «спектакль-концерт», вся музыка здесь живая, делает ее команда из шести человек, причем ведущие партии отданы персонажам пьесы – Капитану (Андрей Саминин) и Тамбурмажору (Михаил Кукуюк). Русско- и немецкоязычные зонги существуют как бы сами по себе, сюжет они не развивают, но характеры действующих лиц подчеркивают. Особенно это касается демонического, злодейски обаятельного Тамбурмажора – в таких ролях Кукуюк как рыба в воде.
Чмо превращается в чудовище
«Войцек» – пьеса о том, как маленький человек становится убийцей. Жалкий, забитый, ничем не примечательный, вроде бы не способный ни на какой решительный поступок заглавный герой, узнав об измене своей гражданской жены Марии, таинственным и жутким образом преображается. По существу, у Войцека отнимают единственное, что у него есть, и эта потеря, это унижение становится для него последней каплей. Чмо превращается в чудовище и берет в руки нож. Характерно, что его жертвой становится не соблазнитель-Тамбурмажор (этот крепыш Войцеку не по зубам), а беззащитная Мария.
Тамбурмажор в интерпретации Кукуюка - это чистый зов плоти и полное отсутствие совести
Вообще это типично богомазовская тема. Ведущего театрального режиссера страны всегда интересовали и физиология преступления (вспомним спектакль «Роберто Зукко» на «Вільній сцені»), и пограничные состояния человеческой психики (тут можно вспомнить поставленные там же «Sanctus» и «Морфий»). Зачастую герои Богомазова – это люди, переступающие черту дозволенного, совершающие поступки, казавшиеся невозможными. Случай Войцека в этом смысле можно назвать архетипическим: убийцы неплохо получаются из ничтожеств.
Марию теперь играет Оксана Жданова
Нынешний «Карнавал плоти» наверняка отличается от того, что я видел в сентябре 2012-го. Марию теперь играет Оксана Жданова, превосходно зарекомендовавшая себя в других постановках Богомазова («Пой, Лола, пой», «Жизнь впереди»). Роль Войцека после трагической гибели Виталия Линецкого перешла к Юрию Радионову, актеру талантливому, но гораздо более молодому и с совсем другой фактурой. Интересно посмотреть, каким получился Войцек в его исполнении.
Мария мечтает о красивых сережках, но на одну монетку их не купишь
Войцек Линецкого был молодым стариком – растерянным, пугливым, с тихим безвольным голосом, хаотично мечущимся по сцене, изображающим бурную деятельность, лишенную всякого смысла. Эти панические перебежки стали центральным образом спектакля и в очередной раз напомнили о том, какие эффектные, точные и небанальные пластические решения находит Богомазов для своих постановок. Это потому что в театральной режиссуре, он, как было сказано в начале, наше все.
Или почти все, что в данном случае не намного меньше.
Если бы Мария знала, во что ей обойдутся сережки, она бы обошлась без них