Психологический спектакль «Украдене щастя» – нечто магическое и медитативное. Феноменальная слаженность и работа с монтажом. Глубокий психологизм персонажей, где все элементы постановки работают на атмосферу. Работа с несколькими реальностями, слоями сцены, манипуляция течением времени, тонкая метафоричность в деталях… И это только часть впечатлений, которые я получил.
Где: театр «Золотые Ворота» (ул. Шелковичная, 7а)
Когда: 9 апреля в 19:00
Фото: Лена Шулика
Сто лет назад разводы в Украине были не приняты, а идеи феминизма оставались далеки от популярности. И чтобы Ганна, главная героиня, не засиделась в девках, семья выдала ее замуж за Мыколу, обыкновенного сельского парня. Но счастливым (или нет) образом истинная любовь Ганны – Мыхайло - оказался жив, его внезапное возвращение нещадно разрушило семейную идиллию. И хоть сюжет знаком со школьной литературы, присутствие Ивана Урывского в спектакле ощущается сильнее, чем Франка.
Режиссер показал визионерство и две реальности
Урывский использует возможности театра по максимуму: как глубину сцены, так и нетипичный боковой свет. Слаженность технической и актерской партитур вызывает ощущение просмотра фильма – настолько спектакль был отрепетирован. Меня всегда интересовало, как в театр внедряются элементы кинематографа: работа с плоскостями и планами, замедление и ускорение времени, монтаж сцен и переходы между ними. Режиссер показал визионерство и наличие двух реальностей: объективной и отдельной для каждого героя. Поэтому «Украдене щастя» – удачный пример внедрения подобных элементов.
Фото: Настя Теликова
Главное мое впечатление – это плавное течение спектакля с постепенным возрастанием напряжения. Не монотонно, а будто пульсируя, режиссер нагнетает чувство тревоги. Урывский элегантно вводит метафоры, и мне сильнее всех запомнился образ веретена. Герои один за другим вставляют руки в колесо, которое больше не может вращаться. Все трое находятся в безвыходном положении, связанные традициями, чувствами и моралью. И только трагичный финал способен освободить их и дать веретену вертеться дальше.
Актеры меняют декорации сами
Актеры синхронизированы не только между собой, но и со светом и музыкой. Образы героев передают мотивацию каждого персонажа с подноготной взаимоотношений: страсть Ганны к Мыхайлу, любовь Мыколы к Ганне, и ненависть героев друг к другу. Переходы спектакля плавные и медитативные. Актеры меняют декорации сами, из-за чего нить истории не обрывается.
Спектакль оцениваю в 9/10, к просмотру рекомендую. Сам же в дальнейшем буду следить за работами Ивана Урывского. И соглашусь со словами одного критика, что Урывский – «маленький гений». Но готов поспорить в одном: почему маленький-то? Вполне внушительный.
Фото: Настя Теликова
Подумать только, как быстро меняется мир: расширение прав и роли женщины в обществе, либеральное отношение к институту брака и разводу. А ведь какое-то столетие назад было иначе. Но константой остается мысль: «Что скажут люди?». Она до сих пор не дает обывателю спокойно спать. И до тех пор, пока это так, «Украдене щастя» остается спектаклем нашего времени.