Молодой буддийский монах обратился к учителю:
– Я недавно поступил в монастырь. Как мне достичь просветления?
– Ты уже ел сегодня похлебку? – ответил учитель вопросом на вопрос.
– Да, – удивился монах.
– Тогда пойди вымой свою чашку.
Где: Театр «Золотые ворота» (ул. Шелковичная, 7а)
Александр (Роман Ясиновский) и Альберт (Антон Соловей) в углу нестандартно широкой сцены
«Золотые ворота» все время экспериментируют. Например, с драматургическим материалом. Спектакль «Тату, ти мене любив?» Стас Жирков, художественный руководитель театра и один из главных театральных ньюсмейкров Киева последних лет, поставил по пьесе молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов». Премьера состоялась в октябре прошлого года, но шорох стоит до сих пор.
Приходится постоянно вертеть головой
Еще «Золотые ворота», и в частности Стас Жирков, экспериментируют со сценическим пространством. В «Тату, ти мене любив?» длина и ширина зала поменялись местами: зрителей рассаживают вдоль стены, и актеры получают в распоряжение не привычный квадрат, а сильно вытянутый, почти лишенный глубины прямоугольник. Чтобы следить за ходом действия, приходится постоянно вертеть головой, так что заснуть будет сложно.
Александр Ярема (Дмитрич) – главная звезда спектакля
Заснуть не получится еще и потому, что на сцене много и громко кричат. Как известно, крик – одна из характерных черт отечественного театра, и в «Тату, ти мене любив?» без него не обошлось. Сюжет тому способствует: в судьбе действующих лиц много страстей, тяжелых жизненных испытаний, трагических событий. Особенно это касается живых – все-таки персонажи, покинувшие этот грешный и плохо обустроенный мир, ведут себя более сдержано.
Аллюзии к библейской теме возвращения блудного сына в этом эпизоде очевидны
Речь о Дмитриче (известный благодаря СТБшной программе «Вусалапохвіст» Александр Ярема), отце главного героя Александра (прославившийся после «Киборгов» Роман Ясиновский). Дмитрич умер, сыну он только снится. Каждую ночь Александр пытается выяснить, как отец к нему относился, испытывал ли он, черт возьми, хоть какие-то отцовские чувства. Покойный рассеянно выслушивает сыновьи вопросы, но о высоких материях говорить не желает. Всякий раз Дмитрич принимается рассказывать сыну о том, что тот должен наконец-то почистить колодец, и подробно объясняет, как именно это сделать.
Что украинский мужик, что ирландская баба – один хрен
В «Тату, ти мене любив?» пять персонажей – и Дмитрич. Пять актеров – и Александр Ярема. Пятеро играют – Ярема в своей роли живет. Простой сельский дядька с какой-нибудь Черниговщины или Полтавщины в его исполнении так фантастически органичен, что кажется, будто Ярема изображает сам себя. Что характерно, в роли Мэг, матери из поставленного в тех же «Золотых воротах» спектакля «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха, Ярема выглядит приблизительно так же. Ему что украинский мужик, что ирландская баба – один хрен.
Анька (Христина Федорак) и Александр хотят сохранить отчий дом, но у старших сестер другие планы
Можно побрюзжать на предмет того, что не все режиссерские идеи в спектакле удачны. Например, превращения городского медиума Альберта в сельского дурачка Юрасика и обратно (их играет один и тот же актер Антон Соловей) не выглядят обоснованными и сбивают с толку, экзальтация персонажей не всегда продиктована логикой действия, а метафизика не очень-то уживается с социальной сатирой. Но когда на сцене великолепный Ярема, все остальное отходит на второй план.
Семейные объятия – то ли примирения, то ли прощания
Удивительно, какие дзенские глубины открываются в жизненной позиции дядьки из украинской глубинки. Дмитрич не в состоянии сформулировать свою посмертную жизненную философию, он не по этой части. Зато он твердо знает, что, если у тебя есть дом, то его нужно содержать и беречь. Если возле дома имеется колодец, его надо почистить. Если ты съел свою похлебку, чашку надо помыть.