Почти год мы ждали это кино. Оно было готово еще прошлой осенью, но должно было пройти полосу испытаний международными кинофестивалями. И вот наконец «Брама» Владимира Тихого 26 июля стартует в кинотеатрах. Это история одной семьи, которая осталась жить в чернобыльской Зоне отчуждения. Баба Прися, подъедающая временами галлюциногенные грибочки, ее несчастная замученная жизнью взрослая дочь и ее внук с психиатрическим диагнозом.
Как известно, для театралов это не новая история. Уже несколько лет на украинских сценах с успехом идет первоисточник - спектакль по пьесе Павла Арье «Сталкеры». Он же написал и сценарий для фильма. Но все же главным достоянием обеих форм этой истории были и будут две главные героини, которых сыграли Ирма Витовская и Виталина Библив. Две суперзвезды украинских и экрана, и театра.
Мы встретились с актрисой театра «Золотые ворота» Виталиной Библив, чтобы поговорить и о фильме, и о ней самой (а то вдруг вы «новообращенный» любитель украинского кино).
Фільм "Брама"
Виталина, давайте вернемся к началу истории о семействе из Зоны отчуждения. Как вы очутились в этом водовороте?
Несколько лет назад августовским вечером я сидела в фейсбучной ленте и увидела пост Станислава Жиркова о том, что он планирует новую постановку. Решила написать ему в личку. Я до этого смотрела его работы, они мне очень понравились. На тот момент я не была задействована в театре, в основном были киноработы. Но потребность-то выходить на сцену, как у всякого нормального артиста, существует в любом случае.
В гроб ложусь с бутылкой водки
Тогда я написала ему, что мне было бы приятно с ним поработать. Он ответил, мол, «О боже, я даже мечтать об этом не мог». На что я про себя подумала: «О боже, это я мечтать о таком не могла». Мы встретились, он принес пьесу. Я почитала. Ничего не поняла. Меня тогда смутило в пьесе количество проклятий. Я - страшно суеверная барышня. Во всяком случае в гроб точно ложусь с бутылкой водки.
Ух ты, а это помогает?
(смеется) Мне - да. Технология такая: ты ложишься, берешь с собой бутылку водки под голову, а когда все закончится, нужно эту бутылку распить за свое здоровье. Мы уже не одну бутылку так применили.
В общем, в итоге проклятия ушли в текст к Ирме.
Да. И так случились «Сталкеры». Мы тогда совсем не ожидали, что спектакль так взбудоражит киевскую публику. Да и не только киевскую. Мы ведь объездили с этой постановкой множество украинских городов, были в Германии, Польше и Чехии. И пришел однажды на спектакль Вова Тихий (кинорежиссер - прим. ред.). Я не знаю всех нюансов зарождения идеи снять кино, но через время он предложил нам с Ирмой сыграть в фильме в тех же образах.
Спектакль "Сталкеры"
Неизбежный вопрос: каково? Одна роль в разных формах.
Сравнивать кино и театр, конечно, невозможно. Нам с Ирмой было одновременно и легко, и сложно. Паша (Павел Арье, драматург и автор сценария - прим. ред) написал киносценарий, который отличается от пьесы. Много сцен ушло. А монологи ведь давно наизусть. От зубов отлетает. А тут надо говорить по-другому. Плюс в том, что в кино у нас появилась возможность отыграть разные возрастные категории.
Основная эмоция при воспоминаниях о съемках. Что осталось в памяти ярче всего?
Мое недовольство, недосып, желание поворчать сыграли на образ
Ох, я помню дичайший график в период съемок у нас был. Нам удавалось поспать часа три максимум. Это было тяжело, холодно, но я считаю, что это все сыграло на состояние. Благо, я играла совсем не гламурную героиню. Это женщина с псориазом, которую с больным ребенком бросил муж. Поэтому мое недовольство, недосып, желание поворчать - все это как раз и сыграло на образ.
В самой Зоне снимали?
Мы снимали в Коростышевском районе. Это была первая зона отчуждения. Сейчас-то там уже чисто, но когда-то все было красным-красным. И там очень страшно. На хуторе - как будто стоп-кадр: жизнь замерла в одной точке, когда все убегали, все оставили и ушли. Ну и в самой зоне тоже снимали. Кадры с животными, сын моей героини тоже по сюжету встречался со сталкерами - это снято в самой зоне.
А теперь без помощи галлюциногенных грибов из Зоны давайте просто отмотаем время и вспомним ваше детство. У вас братья-сестры есть?
Нас обычно с моим старшим родным братом на все лето отправляли к бабушке, а там съезжались еще наши двоюродные. И вот получалась ватага: семеро братьев и я. И самая младшая при том. То есть шансов влиться в коллектив почти не было. Они преимущественно старались от меня избавляться.
И вот эти детские воспоминания о лете - это полный набор колорита села. Белить - могу, скордовать - могу, доить корову - запросто, гонять толпы коров туда-обратно - легко. Поэтому сейчас я очень люблю городскую жизнь. Я сполна познала все эти прелести вроде «мыться в тазиках» - бррр. Но зато это стало хорошей школой.
А в школу ходили под Киевом, в Василькове, да?
Да, такая маленькая двухэтажная школа. В школьные годы энергии у меня было - на атомную станцию. Чем я только не занималась! Еще лет с пяти я ломала пальцы о стол, представляя, как я играю на фортепиано. Родители включились в эту фантазию. Мне на картонке нарисовали клавиатуру пианино, и я вот на нем «играла». А так как мы жили в коммуналке, и общая площадь на четверых человек была 18 кв. м, то при всем желании фортепиано туда бы не стало никогда.
Мне на картонке нарисовали клавиатуру пианино, и я на нем «играла»
А папа у меня баянист. И на шкафу у нас завалялся баян. Вот мама и нашла выход. Со мной провели разъяснительную беседу, что баян - это практически фортепиано, только с круглыми кнопочками. И я пошла в музыкальную школу. И как-то оно быстро у меня стало получаться. Вскоре я уже была «первым баяном Василькова».
И вот я, в белых колготках, ноги «врасчепирку» (до сих пор сложно сидеть, «как девочка». Сижу, как баянист вечно), из-за баяна видны только два хвоста и два банта - исполняю. И так мне в память врезалось, в третьем классе, помню, из ГДР к нам приехала делегация, и мы перед ними выступали. После выступления мне сообщили, что у меня на колготках дырка - где-то гасала перед концертом, зацепилась, не увидела. Так было стыдно, что вот до сих пор помню.
С такой-то энергией да на танцы или спорт!
На танцы меня мама отдавала специально, чтобы я куда-то расходовала вот это все. Но взяли меня туда из жалости. Потому что я была полненькой девочкой. На меня даже не продавали комбидресов. Маме приходилось шить все вручную. Но потом я заболела воспалением легких, и нам с мамой сказали, что возвращаться в кружок уже нет смысла, потому что я много пропустила и уже не догоню коллектив. На этом моя танцевальная карьера закончилась.
Фонтанирующую энергию не довелось приложить к «массово-затейническим» функциям в классе?
Сначала нет. Из-за той же полноты в школе я не особенно высовывалась. Такие дети обычно сразу становятся изгоями. Мой авторитет поднялся аж в девятом классе. Тогда заболел мальчик, который должен был делать пародию на Верку Сердючку на дне учителя. И вот мне поручают эту «миссию». Я в панике. Мне сказали: «Ну попробуй». И так у меня получилось, что после выступления я стала «Мисс фестиваль-97». Тогда стало понятно, что пародии у меня получаются неплохо.
На танцы меня взяли из жалости
И ведь это особенная победа над собой. Обычно, если не сложилось с авторитетом в подростковой среде, то выйти на сцену перед ними - это отдельный ад.
Мне как-то с детства страшно нравились аплодисменты. Когда много людей, когда сердце вылетает, стучит в горле, когда рот пересыхает, а ты выходишь и «делаешь» публику. Так что наверняка было сложно, но и мотивация была.
После успеха моих пародий, к десятому классу, я перепрофилировала свои мечты: от клоуна, которым я хотела стать в первом классе, до артистки разговорного жанра. И нацелилась я поступать тогда к Поплавскому. Но не поступила - денег не хватило. Это история о том, как я не поучилась вместе с Ириной Билык и Юрком Юрченко. Зато я поступила в наше областное училище культуры. Сейчас это колледж культуры и искусств.
Cпектакль "Иллюзия"
И там уже своя стихия?
И там мне пришлось стать реформатором (смеется). Меня выбрали председателем профсоюза. К нам когда приезжали из областного управления семьи и молодежи, они меня боялись. Я поднимала студентов на борьбу на проездные, за льготы для многодетных семей, за выделение денег на ремонт учебного корпуса. Этим страшно дискредитировала ректора. Мне поставили тогда ультиматум - или веди себя тише, или забирай документы. Но вступились педагоги.
А уже в 99-м году у нас дипломная работа была - спектакль. И пришел Рушковский на показ. Когда представление закончилось, он встретил меня в коридоре и спросил: «Деточка, а что вы здесь делаете? Вам здесь не место». Я испугалась, у меня задрожала нижняя губа. А он говорит: «Вам надо поступать в театральный». И опять «Я? В театральный? Да еще в институт?». И мое очередное «Попробуй». Я поступила.
Обидно было - всех хвалят, а мне «давай еще худей!»
Институт стал домом?
Ой, нет. Нас страшно гоняли. Меня заставили похудеть на 11 килограмм. Голодала неделями. Изнуряла себя ужасно. И так обидно было - всех хвалят, а мне «давай еще худей!» Эти бесконечные качания прессов! Сидишь на занятии и думаешь: «Вот сейчас еще полчаса - и можно на нычку спуститься вниз и купить булку. Главное, чтоб никто из пацанов не увидел». Но они, гады, шли следом. И у булки не было шансов. У меня на самом деле не самые приятные воспоминания об институте. Но при этом я с любовью вспоминаю наш курс.
Сериал «Соседи»
Вот эти мытарства с принудительными похудениями не привели к обратному эффекту «Ах, меня заставляют? Не буду больше никогда так над собой издеваться»?
Нет. Я нормально к этому отношусь. Если надо для работы, то легко. Ева просила (Ева Нейман, кинорежиссер - прим. ред) для «Песни песней» похудеть, а для «Домика с башенкой» наоборот - просила поправиться. Ей нужна была круглолицая дама.
Бывает, что актрисы идут на радикальное похудение, чтобы сменить типаж и амплуа. Не возникало шальной мысли никогда?
Есть диетолог, с которым я постоянно работаю
Посмотрите на меня. Много таких актрис? Нет смысла становиться такой, как все, под шаблон. Мои героини мало кому подходят. У меня как раз сейчас проблемы из-за того, что я очень похудела. Было время я по состоянию здоровья набрала 30 кг. А теперь вернулась к своим формам - и уже режиссеры бьют в колокола. Вываливаюсь из привычного образа. А так я стараюсь держаться в одной форме. Могу зайти на 21 день курса очистки - у меня есть диетолог, с которым я постоянно работаю.
Раз уж заговорили о красоте и внешнем виде, то специально для девочек: как спасаете кожу от постоянного воздействия грима?
Мне в общем-то повезло. У меня мамина кожа, и она многое переносит легче, чем у других. Хоть, конечно, есть косметолог Наташа, я иногда к ней совершаю набеги. Хоть и не регулярные. Пока еще не кололась ни разу. Не говорю, что никогда «ни-ни», но пока нет. А дома я страшно люблю маски - я бы в них ходила и утром, и днем, и ночью. Результатов от них, конечно, не особо заметно, зато эффект плацебо на лицо (смеется).
А как вам кажется, в целом сейчас меняется отношение к украинским актерам на площадке? С тех пор, как в Украине пропали российские.
Ну вот мне тяжело говорить об этом, потому что меняется ведь не только кинопроцесс украинский, но и каждый из нас тоже с опытом меняется. И если я, к примеру, десять лет назад работала в кино, и мне рассказывали, что я не медийная актриса, «мы не можем тебя взять», то теперь у меня уже за плечами опыт, кое-какие наработки, а потому мне сложно определить - это в целом уважительнее к украинским актерам стали, или может я повзрослела. Тогда был замкнутый круг: «Ты не медийная» - «А как мне стать медийной, если вы меня не снимаете?»
И что вы для себя считаете прорывом?
Мне кажется, что методичная скрупулезная работа. Я сниматься в массовках начала еще с 2000 года. Тогда я еще ни сном, ни духом не знала, что такое кино. И как только поступила в институт, увидела объявление «Набор в клип Ирины Билык». Я подала заявку и меня выбрали. Но я ж не знала, что это в массовку. Я же уже ощущала приближение славы. «Меня заметили! Я на пороге звездной жизни!» Прихожу, а там миллион таких, как я. Ну ничего, не растерялась - главное, что в кадр пролезть есть шанс. Сейчас, думаю, как блесну! Ира Билык меня заметит! И скажет «Давайте возьмем девочку».
Хорошо знаю, каково играть санитарку, труп в морге, уборщицу
Помню, премьера песни на «Интере» в программе «Мелорама». Я собрала всю семью перед телеком. Мама «погукала кумів», мы накрыли стол - все, как положено. Ждем. И вот клип. Иры Билык в нем ожидаемо много. Но собрались-то не ради нее. Я, конечно, как могла, гостям, помогала себя заметить: «О-о-о! Видели? В голубом свитере побежала! Вон-вон, со спины! А теперь смотрите - кусок моей ноги!». Это был первый прорыв. Меня показали по телевизору. А дальше была работа и работа. И хорошо, что не сразу ко мне пришли главные роли. Я знаю цену усилиям. Хорошо знаю, каково играть санитарку, труп в морге, уборщицу. Когда у меня впервые случилась роль со словами «До свидания», я страшно нервничала и долго репетировала. Искала, что же я вкладываю в это «до свидания».
"Сердцу не прикажешь"
Но теперь-то все иначе. А возрос ли профессионализм людей по ту сторону камеры? Как вам работается со съемочными группами?
Везде человеческий фактор. Например, я очень требовательна к пунктуальности. Я сама приезжаю на площадку раньше всех. И мой рабочий день - 12 часов. Ни минуты больше. Мне страшно жалко потерянного времени, которое теряется исключительно из-за того, что его нерационально используют. А потом Библив плохая, потому что не соглашается на переработки.
Конечно, такие ситуации не всегда. У Муратовой и Евы Нейман, например, было все, как часы. Мы зимой снимали. Я приезжала на площадку - там был теплый грим-вагон, а не так, как бывает: переодевайся в холодном помещении, простуды-болезни-температура. Вот такие мелочи, казалось бы, совсем не кинематографические, тоже влияют на процесс. Все взаимосвязано.
Ева Нейман "Песнь песней"
Обычно это сериальные темпы так выбивают из колеи организацию.
Вот даже не от темпов зависит. От команды. Мы снимали «Будиночок на щастя», сериал - там мне вообще не приходилось ни о чем думать. Все работало, как слаженный механизм. От этого и атмосфера классная. В таком коллективе ты уверена, что тебе не привезут для съемки в сцене на твой 37 размер 35, и ты не будешь молиться, чтобы быстрее доиграть сцену и разуться. Или ты не переоденешься, выйдешь на площадку, а тебе не скажут «Ой, мы перепутали, мы другую сцену, пожалуй, снимем». А в той другой моя героиня на 20 лет старше должна быть.
Библив плохая, потому что не соглашается на переработки
И все же, давайте вспомним «этапы большого пути».
Первая слава или «медийность» потихоньку стала приходить после сериала «Соседи». 275 серий семейной истории. Мне было очень жаль, когда его закрыли. Но тогда пошел сериал со Ступкой «Когда закончилась война», пошли телефильмы. И, естественно, «Женский доктор». Я говорю именно о сериалах, потому что, к сожалению, победа на кинофестивале в Карловых Варах в 2012 году нашего фильма «Домик с башенкой» прошла одной строчкой на радио. И никакого вклада в мою эту самую «медийность» не сделала. Лучший фильм Европы, шел в 37 кинотеатрах Парижа. И ноль реакции на родине.
А теперь вы не только медийная актриса, но и преподаватель.
Да, уже пять лет. Начиналось все просто. В колледже есть курс массовиков-затейников – «свадьбы-корпоративы-недорого». И мой куратор, который когда-то меня учил, обратился ко мне. Мол, приходи к нам, у наших студентов очень хромает актерское мастерство.
У вас авторский курс?
Вот мне кажется, что в театральных институтах делают ошибку, когда курс подгоняют под руководителя. Я подхожу к вопросам обучения так: каждый сам по себе личность, и моя задача подсказать и подтолкнуть, может где-то спровоцировать. Я часто у них сама учусь. Ведь это пубертатные дети, характеры в этом возрасте - ого-го! И тут пан или пропал. Либо ты зарабатываешь у них авторитет, либо нет. И тогда беда. Учеба будет идти из-под палки. Слава богу, это не моя история. Я захожу на территорию колледжа - меня облепливают гроздьями. При том, что я и не сюсюкаюсь с ними. Могу, когда надо, и погреметь.
На 9 утра ставлю первую пару. Возвожу пунктуальность в культ
Набрался уже арсенал баек и отмазок студентов? Коллекция любого педагога.
Ой, я им сразу сказала: «Я здесь училась, потому все эти приколы с электричками, пробками, маршрутками - я все это знаю». Специально ставлю первую пару на 9 утра. И после звонка ко мне никто не заходит. Они знают. Нет. Вот нет. И так у них есть стимул торопиться. А то вот эти все традиции - выйти на Арсенальной, купить кофе и покурить, опоздать на 15 минут… Я не зря ведь возвожу в культ пунктуальность. Говорю им сразу: «Вы не можете опоздать на свой же концерт или мероприятие».
Своих бывших учеников отслеживаете? Держите связь?
Конечно! Один мальчик у меня в Пекин улетел учиться актерскому мастерству. Он поступил в театральный, а там - программа обмена. Ну и он отправился бороздить просторы Китая. Он из тех, кто хотел. Всегда. С самого начала. Грыз землю. Никогда не обижался. Теперь вот пишет из Пекина. Приятно очень.
Еще один мальчик в кино снимается и учится на режиссуре в театральном. Пара девочек тоже на площадках, но не в кадре, а в съемочных группах. Я своих вожу в театры, они у меня всегда знают, где какие кастинги, массовки - сама гоняю их работать.
Виталина, «Браму» ждали почти год, все гадали, когда же уже увидим. Наметите нам план следующего ожидания? Где снимаетесь? Чтобы мы записали себе в ежедневник - посмотреть новое кино с Виталиной Библив.
Это будет детский мюзикл «Наталка Полтавка» режиссера Лилии Солдатенко. Горпина Терпелиха, приятно познакомиться.