Четыре с половиной часа… Мать его, четыре с половиной. Да кто в наше время на такое подпишется? Но зрители смотрят, им интересно. Конечно! Потому что текст гения нельзя испортить ничем, Достоевский пробьется через тонны режиссерской самодеятельности.
Где: Национальный академический драматический театр им. Франка (пл. Ивана Франка, 3)
Когда: 15 января и 19 февраля в 19:00
«Идиот» на сцене – серьезная работа как для актеров, так и для постановщиков. Четыре с половиной часа – долго, и заслуживает уважения. То, что Достоевский на украинском – забавно, хоть привыкаешь через полчаса. Но постановщики сохранили психологизм автора – в театре нет диссонанса между романом и спектаклем. Все же Достоевский прекрасен тем, что глубоко и психологично прописывает персонажей, сталкивает между собой и смотрит, что же будет.
Досмотрите «Идиота» дома
Авторы спектакля показали князя Мышкина как пассивного наблюдателя за той мерзостью, которая происходит вокруг него. Той мерзостью, которая называется людьми. Но… Только в первом акте. Последующие акты будут не о князе, а об его окружении, что не так интересно. Поэтому, если читали роман, с чистой душой сваливайте после первого акта. Досмотрите «Идиота» своими образами дома.
Другое несчастное существо романа – Настасья Филипповна. Безумная женщина, всем существованием желающая умереть, все никак себя не убьет. Вместо этого мучает тех, кто рядом. Похожий образ использовал Борис Акунин в «Любовнице смерти». Мол, главная героиня считала, что приносит близким людям несчастья, поэтому сожительствовала только с уголовниками. Кто хуже – с тем и живет. У Достоевского, конечно, сложнее. К сожалению, Анжелике Савченко раскрыть образ не удалось.
Спектакль долгий, местами просадки. Есть вопросы к выбору эпизодов. В интерпретации Юрия Одинокого не услышал два любимых монолога Мышкина: об инсценировке смертной казни и монолог перед вторым эпилептическим припадком. Главная претензия: почему так мало Мышкина? Нет, ну реально. Почему акцент на Лебедеве и Иволгине старшем, когда ни первый, ни второй не блещет актерской игрой? Хоть вешайся, лишь бы не видеть Андрея Романия в роли Лебедева. Да еще и Аглая в исполнении Дарьи Легейды – никакая. Смотришь, и возникает вопрос: неужели во Франка берут всех без отбора?
Хоть вешайся, лишь бы не видеть Романия в роли Лебедева
Главный герой Александра Печерицы напомнил Евгения Миронова из «Идиота» Владимира Бортко. Имхо, но с ролью князя Печерица справился. Хочется видеть Александра в главных ролях чаще. Кроме Печерицы понравился Олег Терновый в роли Иволгина младшего и Дмитрий Рыбалевский в роли Рогожина. Позабавили эпизоды с Фердищенко, а из женских ролей понравилась только Лизавета Прокофьевна. Как упоминал, на эпизодах Лебедева и Аглаи приходилось отворачиваться от сцены, чтобы не стало плохо.
Роман большой, некоторые эпизоды инсценировки требовали знания контекста. Хотя переходы и смены локаций адаптированы удачно. Понравилось, как выстроена одна из финальных мизансцен: на скамейках летнего театра остаются Мышкин, Аглая и Настасья Филипповна, а на заднем фоне нервно бродит Рогожин. Ждал, что в финале покажут Мышкина, сидящего под швейцарскими ветками. Мол, вот, он выбрал уйти во внутренний мир, чем оставаться в грязном и мерзком внешнем. Но нет, не показали. Ну и ладно, текущий финал тоже сойдет.
Спектакль оцениваю на 7 из 10. Идти рекомендую. Если читали «Идиота», то ливайте после первого акта, нечего себя мучать. А если нет, то сидите до конца, стыдоба. Вдруг сподвигнет прочесть роман.