Эстонская женщина еще круче, чем русская. Она не останавливает на скаку коней, но может уничтожить любого, кто встанет у нее на пути. Она не входит в горящую избу – она сама ее сжигает. В киевском Театре им. Франко канадский режиссер с московским образованием родом с Тернопольщины Григорий Гладий поставил спектакль по пьесе финской писательницы с эстонскими корнями Софи Оксанен. Это история о том, как ломает людей диктатура, как скелет сорок лет спустя вылезает из шкафа и как причудливо уживается в одном человеке жертвенная добродетель и страшный грех.
Где: Театр им. Франко (пл. Ивана Франко, 3)
Когда: 21 сентября в 19:00
Дом, вокруг которого происходит действие, на сцене представлен одним лишь каркасом
Редкий случай: на русский переведены только два романа Софи Оксанен, а вот на украинский все четыре. В путинской России с ее ползучим неосталинизмом на писательницу с ярко выраженной антитоталитарной позицией смотрят искоса, не случайно первое украинское интервью с ней, вышедшее в 2009 году в журнале «ШО», называлось «Финка в кремлевской заднице». Зато в Украине Оксанен жалуют. Не в последнюю очередь потому, что у организации «Омакайтсе» («Самооборона», «лесные братья»), члены которой часто появляются в ее книгах, немало общего с УПА.
Алийде (Полина Лазовая) еще не знает, что Зара (Ксения Баша-Довженко) попала к ней не случайно
В путинской России с ее ползучим неосталинизмом на писательницу смотрят искоса
Впрочем, Оксанен не Кокотюха, конъюнктурной героизацией она не занимается. Ее интересует прежде всего способ выживания простого человека в непростые времена, конфликт между инстинктом самосохранения и моральными нормами. Героини двух ее книг, не только «Очищения» (в 2008-м Оксанен переработала написанную годом ранее пьесу в роман), но и «Куда исчезли голуби» (2012), преступают эти нормы направо и налево, предавая и обрекая на смерть самых близких людей. Однако те же героини, как ни удивительно, способны на поступки благородные и самоотверженные. Все же мир в изображении художника куда сложней, чем по версии пропагандиста.
Мартин (Александр Логинов) и Алийде в молодости (Ольга Ивасива-Фесуненко). Интересно, почему актер, играющий Мартина, чуть ли не втрое старше своего персонажа
В постановке франковцев почти вся сложность мира досталась Алийде Труу. Полина Лазовая, играющая пожилую героиню образца 1992 года, в спектакле Григория Гладия – главная фигура и безусловная прима. Помогая сильно избитой девушке, невесть как возникшей у порога ее дома, Алийде вспоминает и переосмысливает события сорокалетней давности, связавшие мертвыми узлами судьбы ее сестры Ингель, объявленной врагом народа, мужа Ингель подпольщика Ханса, в которого Алийде была безответно влюблена, 10-летней дочери Ингель и Ханса Линды, которую гэбисты подвергают пыткам и насилию, и супруга самой Алийде Мартина, убежденного коммуниста и неутомимого борца с буржуазными националистами.
Полина Лозовая – главная звезда «Очищения»
Ольга Ивасива-Фесуненко, играющая Алийде в молодости, проводит на сцене не намного меньше времени, чем Лазовая, однако роль у нее куда более скромная. Причина отчасти в том, что у молодой Алийде, в отличие от пожилой, просто нет времени рефлексировать – она должна действовать. В 1952-м ей приходится делать выбор: на одной чаше весов родственные чувства, любовь, порядочность, совесть, честь, да, в общем, все на свете, а на другой – своя собственная дрянная жизнь и свое собственное поганое благополучие. И почему-то мне кажется, что большинство из нас, грешных, отдадут предпочтение дрянной жизни и поганому благополучию.
Большинство из нас, грешных, отдадут предпочтение дрянной жизни
Функции остальных персонажей в спектакле Гладия сведены к минимуму. Мартин – просто коммуняка, Паша и Лаврентий – просто бандюки в кожанках, Ханс – просто повстанец, Ингель – просто фигура в белом без слов. Непроста разве что Зара, та самая избитая девушка из 1992 года, которая скрывает от Алийде что-то важное, но Ксения Баша-Довженко играет ее с непомерной экзальтацией, выламывающейся из общего стиля постановки. На пресс-конференции Гладий отметил, что спектакль еще только рождается и требует корректировок. Так что в будущем рисунок роли Зары может измениться – например, к лучшему.
Нехорошие люди Лаврентий (Остап Ступка) и Паша (Ярослав Гуревич) выглядят так, как должны выглядеть нехорошие люди
Если в контексте постановки говорить о параллелях между Эстонией и Украиной, то есть один важный момент. Месседж искусства квазипатриотической направленности состоит в том, что враги плохие, а мы хорошие, они исключительно агрессоры, а мы только жертвы. У Оксанен и Гладия дискурс принципиально иной: путь к очищению ведет через покаяние, через переосмысление собственной истории во всей ее полноте и противоречивости. В общем, очень нужный и своевременный спектакль. К такому взгляду на самое себя у нас готовы далеко не все.