Последняя премьера Театра на Левом берегу Днепра – спектакль «Разлучник», поставленный Алексеем Лисовцом по мотивам пьесы современного румынского драматурга Иона Сапдару. Сходите на него, если вы зритель умеренных вкусов и не любите крайностей, если радикальные эксперименты раздражают вас не меньше замшелого академизма. А еще, если вы соскучились по новинкам «левобережцев» – до конца октября осенние премьеры в их репертуаре не значатся.
Где: Театр на Левом берегу Днепра (пр-т Броварской, 25)
Когда: 16 апреля в 19:00
Стоимость: 120-300 грн
Феликс Поенару в исполнении Анатолия Ященко выглядит более печальным и усталым, чем на этом фото
Актер, драматург и режиссер Ион Сапдару – бывший наш человек: родился в Молдове, тогда еще Молдавии, закончил московский ВГИК. В 1990-м переехал в Румынию, снялся в трех десятках фильмов, включая знаменитую ленту Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня», отмеченную «Золотой пальмовой ветвью». Украину, как и Румынию, Сапдару считает страной восточной, а восточный театр – куда более интересным, чем западный, потому что у нас больше проблем и есть о чем поговорить.
Розовая сцена. Михаил Кукуюк в роли Виорела-Пятачка и Константин Костышин в роли Клемента-Винни-Пуха
Основная проблема персонажей «Разлучника» состоит в том, что они хотят разойтись со своими партнерами (мужьями, женами, бойфрендами, герлфрендами), но по разным причинам не решаются сделать это сами. Поэтому они нанимают специального человека – основателя, руководителя и единственного сотрудника фирмы «Прощай» Феликса Поенару (Анатолий Ященко). За разумное денежное вознаграждение этот предприимчивый мужчина все за них сообщит, объяснит, уладит и подпишет соответствующий документ.
Тут и циничный актер, и манерные геи, и бестолковые воры
Условность сюжета «Разлучника» носит вполне театральный характер. Жертвуя правдоподобием, драматург получает возможность вывести на сцену в качестве клиентов главного героя дюжину людей разного возраста, социального положения, культурного уровня, сексуальной ориентации. Не все персонажи пьесы Сапдару попали в постановку Лисовца, но галерея получилась колоритная: тут и циничный актер, и манерные геи, и бестолковые воры, и тренер какой-то психотерапевтической херни, и благопристойная дама-клерк, крутящая любовь с грозным, но мягкотелым байкером. Актерам есть где развернуться, и они разворачиваются – кто как может.
Красная сцена. Опять Михаил Кукюк (Стеликэ), а еще Светлана Орличенко (Рамона) и Феликс (Анатолий Ященко). Работа у Феликса, как видите, непростая, нервная
Самый широкий диапазон разворотов у Михаила Кукуюка. Он играет больше всех ролей, аж четыре штуки, и это неудивительно. В «Разлучнике» как раз его любимая стихия: шутовская эксцентрика, клоунские гримасы, резкие контрасты речевых манер, уморительные переходы от имиджа, скажем, демонического мачо к облику, например, перепуганного балбеса. Запомнилась лихо сыгравшая Меду (ту самую клеркиню, влюбленную в байкера) Ирина Мак, актриса, выступившая в не совсем привычном для себя амплуа. Ну и еще исполнивший роль тренера херни Сергей Кияшко, актер с фактурой не менее колоритной, чем у того же Кукуюка.
Финал резонным образом выдержан
в духе «с любимыми не расставайтесь»
Афиша определяет спектакль как трагикомическую фантазию, но это не совсем верно. Действительно фантазия – об искусственности сюжета пьесы было сказано выше. Действительно комедия, и она тут явно на первом плане: геи смешные, воришки смешные, актеры детского театра очень смешные, тренер херни – совсем улетный чудила. А вот трагедию в постановке Лисовца обнаружить куда труднее. Скорее речь может идти о некоторой толике драматизма; все-таки, когда двое собираются разойтись, это не только смешно, но и грустно.
Желтая сцена. На переднем плане Тренер (Сергей Кияшко)
«Разлучник» – пьеса социальная, в ней полным-полно иронических реакций на многочисленные нелепости румынской жизни, не слишком отличающейся от нашей. Реакции, однако же, именно иронические, насмешливые, каких-то слишком уж серьезных задач Сапдару перед собой не ставил. Версия режиссера вполне адекватна замыслу драматурга: легкая, непритязательная, забавная, с милой лирической ноткой, с симпатичными находками – например, у каждой сцены спектакля свой цвет, см. фото. Финал резонным образом выдержан в духе «с любимыми не расставайтесь». Феликс Поенару решает превратиться из разлучника в примирителя, и это практически хэппи-энд.
Черная сцена. Опять блистательный Михаил Кукуюк (Альберт) в компании с не менее эффектной Ириной Мак (Меда)
Бывает, люди прочтут статью и давай претензии выкатывать: ладно, мол, ты тут многабукафф написал, а можешь просто сказать, хороший спектакль или плохой? Ну что вам ответить, дорогие люди, нельзя же вот так прямо, в лоб! Ладно, буду краток: спектакль годный. Актуальный, не слишком радикальный, не такой уж академичный, порой действительно остроумный. В общем, в пределах нормы.