Театр – Молодой, режиссер – молодой, актеры – молодые. Автор – русский, текст – жесткий, сюжет – мрачный. Зал – маленький, спектакль – короткий, реквизита – минимум. Постановка «Фантомных болей» Василия Сигарева для Мари Акопян была определенным риском, но право пить шампанское она завоевала – если и не целую бутылку, то пару бокалов вполне.
Когда: 25 сентября, 19:00
Где: Молодой театр, Микросцена (ул. Прорезная, 17)
Дима (Виктор Стороженко) плачет, Глеб (Олег Коркушко) наливает
Трамвайное депо, заброшенный вагон, на полу навалены поддоны, матрасы, тряпье, жестяная ванна, жестяное ведро. Глеб здесь старожил, Дима новичок. Глеб работает сторожем сутки через двое, а в свободное от непыльной работы время тырит провода, сдает их на металл и покупает у тетки за углом бодягу, которой сейчас пытается напоить Диму. Дима спрашивает, есть ли тут девки, и Глеб рассказывает ему об Оле.
У Оли был муж, его звали Вова. Однажды Вову насмерть задавило трамваем, и Оля сошла с ума. Теперь она каждый день приходит в депо и принимает за Вову всех мужчин, которые надевают Вовины очки. Оля кормит мужчин супом, мужчины, передавая друг другу очки, трахают Олю. Глеб говорит Диме, что Оля как раз скоро придет, так что Дима тоже может попробовать, а сам он пока сгоняет за очередной порцией бухла.
Оля (Виктория Ромашко) принимает Диму за Вову не только потому, что он в Вовиных очках
Давайте сразу похвалим режиссера. Тягостную атмосферу социально-экзистенциального дна, присущую пьесам Сигарева, Мари Акопян воспроизвела адекватно, акценты расставила в целом верно, зрительского сочувствия определенно добилась. И все же в таком камерном спектакле, поставленном на такой тесной сцене, особое значение приобретает актерская игра. А вот с ней в «Фантомных болях» сложилось не все.
Чехов бы плакал
Самая удачная работа – у Олега Коркушко в роли Глеба. Отправь этого обтерханного, но еще верткого и задиристого пацана в настоящее трамвайное депо – и тамошние полупьяные сторожа тут же примут его такого за своего. В игре Коркушко все убедительно и естественно – и пластика, и речь, и лицо (мутновато-опухшее), и одежда (сильно несвежая), и душа (ежели таковая еще существует), и мысли (незатейливые и гнусноватые). Чехов бы плакал.
Душевную чистоту можно сохранять даже в таком грязном месте
Оля в исполнении Виктории Ромашко выглядит совсем юной девочкой, закованной в панцирь неизбывной душевной боли. Смелый эпизод с обнаженной грудью героини полностью оправдан – ее нагота трогательна и беззащитна. Другое дело, что психическая болезнь обычно приводит к самодостаточности, человек начинает жить на своей волне и не слишком соотносится с реальностью. Пожалуй, в игре Ромашко не хватает безумия, только, упаси боже, не в смысле примитивной экзальтации, а в смысле отсутствия пелены, выросшей между ней и окружающим миром.
Психическая болезнь обычно приводит к самодостаточности
Труднее всех пришлось Виктору Стороженко, сыгравшему Диму. Речь его персонажа более скудна и менее выразительна, чем Глебова, в отличие от Оли он вполне нормален – в общем, разгуляться особенно негде, экспансивностью тут не возьмешь. Для изображения движений, которые происходят в Диминой душе во время встречи с Олей, нужна тонкая работа, но как раз тонкости актеру и не хватило.
Характерно, что Акопян наделила Диму предысторией, которой нет у Сигарева. В ее версии парень попал в депо в истерике и с мыслями о суициде, однако причины такого состояния зрителю остаются не известными. Вряд ли этот ход оправдан. У Сигарева нравственное преображение происходит с персонажем, изначально вроде бы инертным и бесчувственным. А у Акопян Дима сразу же представлен человеком впечатлительным и ранимым, из-за чего развитие образа сводится к минимуму.
Три персонажа собираются вместе только в финальной сцене и лишь на несколько минут
Что к месту, так это черная ширма со стороны задника, на которой в требуемый момент высвечиваются картинки из жизни Оли и Вовы. Они представлены в виде комикса, нарисованного словно детской неумелой рукой, и за этот эффектный прием надо отметить художника-постановщика спектакля Юлию Зауличную. Впрочем, не только за него: с остальным реквизитом в «Фантомных болях» тоже полный порядок.
Нередко важные театральные события происходят в неприметных местах
Микросцену в Молодом открыли четыре года назад. Зал на полсотни мест был задуман как площадка для экспериментов, для режиссерских и актерских дебютов. Впрочем, нередко бывает, что самые важные театральные события происходят как раз в неприметных местах. Именно на Микросцене Молодого идет спектакль Тамары Труновой по пьесе Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор», который театральные критики назвали лучшей киевской постановкой минувшего года.