Юрий Береза рассказывает, как слушал чумовую группу живьем впервые.
Где: MonteRay (ул. Прорезная, 8)
Когда: 29 января 2019 в 19:00
В 2016 году я увидел Algiers впервые на Krakow Live Festival. Сказать, что это выступление произвело на меня впечатление - это не сказать ничего. Первым тогда на сцену вылез пьяный барабанщик Мэтт Тонг со стаканом в руках, думаю, с виски. Следом за ним - все остальные участники.
Группа взяла за основу work music - песни времен рабства в США
Людей было немного, человек 300, но каждый знал, почему он тут. Algiers выдавали что-то невообразимое. Группа взяла за основу work music - песни времен рабства в США. И сделала из них разного свойства треки - индустриальные, рок-н-ролльные, нойзовые, даже дарквэйвовые.
Все это звучало крайне эксцентрично, но пробирало до чертей, а где-то фоном играли вокальные партии на будто пережеванной пленке, которую включили задом наперед. Создавалось ощущение, будто души мертвых рабов следуют за этой музыкой и лязгают цепями на ногах. В песне Blood это ощущалось особо отчетливо.
Тонг, несмотря на делирий, выдавал высокий класс игры - мощно, остервенело и настолько резко, что даже трезвый и сконцентрированный человек фиг повторит. Франклин Джеймс Фишер, фронтмен и сонграйтер Algiers, как будто на себе переживал последний опыт темнокожего меньшинства за последние 200 лет. Ли Тэч, гитарист, весьма сосредоточено издавал устрашающие звуки из своего инструмента. Единственный, кто смотрелся немного странновато, но все равно в теме - Райан Мэн. Паренек вытанцовывал под эти сложные хитросплетения в модной кепке, добавляя басовую партию и много-много клавишных.
Музыка Algiers свободна от каких-либо предрассудков в первую очередь. О рамках, ограничениях и прочих барьерах стоит говорить потом. С тем, как они подают себя на сцене, неудивительно, что они назвали себя «алжирцами», недвусмысленно намекая на войну за независимость Алжира. Четверка словно борется с чем-то или кем-то при помощи своей музыки.
Вариации «врага» могут быть разными. Например, несправедливость. Группа очень любит историю. Каждый раз, когда попадает в страну, где происходили боевые действия или известные всем конфликты, она посещает места сражений и, наверное, вдохновляется ими.
Вторым противником может быть поп-индустрия или коммерция, что, в общем, одно и то же. У Algiers два альбома - одноименный дебютный и The Underside of Power, вышедший в прошлом году. Если первый был основан на «рабочих песнях», то второй - эксперименты с нойзом.
В обоих релизах можно услышать поп-мотивы, однако в случае с Algiers - это скорее издевка над, чем попытка перекроить себя. И все равно от массовости отделаться у них не получилось - в прошлом году их взяли к себе Depeche Mode на разогрев в европейском туре. Ну, и не стоит забывать, что Мэтт Тонг - бывший барабанщик группы Bloc Party, с которой добился большого успеха, а потом свалил оттуда. По всей видимости, ради «алжирцев».
Я пустился в пляс, как чей-то пьяный батя на свадьбе
Вернемся в прошлое. В 2016 году я стоял на Algiers, будто на меня Гарри Поттер наложил заклятие «остолбеней». И пока народ оттекал на выступление певички Sia, я подходил все ближе к сцене. Кажется, они сыграли две мои любимые песни подряд - Games, очень душещипательную блюзовую композицию, и Black Eunuch, пожалуй, главный свой хит. Я пустился в пляс, как чей-то пьяный батя на свадьбе, а под конец закрывающей импровизации остался почти один - со мной был еще мой кореш и все.
Гитарист мне дал сет-лист, написанный от руки. До сих пор он лежит у меня в тумбочке, выравнивается в середине толстой книжки. Надо будет взять с собой на концерт в Киеве и подписать. Думаю, он приятно удивится.