Одна из последних премьер Театра на Подоле – спектакль «Свободные отношения» по пьесе Дарио Фо в постановке Игоря Матиива. Афиша обещает «рецепт семейного счастья» и приглашает «на кухню, где создают любовь».
Где: Театр на Подоле (Андреевский спуск, 20б)
Когда: 2, 14, 25 ноября в 19:00
Антония (Лариса Трояновская) идет в наступление, муж (Михаил Кришталь) вынужден обороняться
Дарио Фо, крупнейший итальянский драматург второй половины ХХ века, покинул этот мир в октябре позапрошлого года, в почтенные девяносто. Он был тот еще насмешник – в формулировке Нобелевского комитета, присудившего Фо главную премию планеты в 1997 году, его сравнивали со средневековыми шутами.
Пафос пьесы однозначен
Пьесу Coppia aperta, quasi spalancata («Свободная пара, почти открытая»), превращенную Театром на Подоле в «Свободные отношения», Фо написал в 1983-м в соавторстве с женой, актрисой Франкой Раме, выступавшей за женское равноправие и свободу от предрассудков, против патриархальных устоев в институте брака. Пафос пьесы однозначен: в ней резко осуждается мужское доминирование в семейных отношениях, расклад, при котором мужчине позволено все, а женщине ничего.
Что-то мне последнее время везет на камерные спектакли с двумя основными действующими лицами и почти незаметным третьим. Основные в «Свободных отношениях» – Антония (Лариса Трояновская), несчастливая в браке слегка запустившая себя дамочка лет пятидесяти, и ее муж, инженер Мамбретти, именуемый в пьесе Мужчиной (Михаил Кришталь), вполне счастливый в любовных похождениях вне брака. Характерно, что у нее есть имя, а он – просто мужчина, мужчина вообще, мужчина как таковой.
Самый эротический момент спектакля. Он же и единственный
Третий незаметный – Профессор, нобелевский номинант (кажется, Фо что-то предчувствовал!), новый возлюбленный Антонии. В пьесе он появляется только в самом конце и всего на пару минут, в постановке Матиива исполнитель роли Профессора Тимур Полянский находится на сцене в течение всего спектакля. Это хорошо и плохо одновременно. Хорошо, потому что присутствие Полянского призвано оживлять действие, привносить в него некое не обозначенное драматургом, но остро необходимо режиссеру разнообразие. Плохо, потому что оживления по большому счету не происходит.
Получается розовая пушистая оперетка
Оживление действительно требуется. Если следовать духу пьесы, Трояновская и Кришталь должны были бы играть жесткий трагифарс, а они играют что-то вроде легкой салонной комедии. Предусмотренные драматургом трагические обертоны в спектакле пропадают напрочь, получается не гневная отповедь мужскому шовинизму с присущим Фо черным юмором, а розовая пушистая оперетка. Тем более что Трояновская пару раз и впрямь поет что-то душещипательное.
Иногда персонажи постановки делают вид, что они молодые
Полянский обеспечивает музыкальное сопровождение и подыгрывает ей на рояле. Действию он тоже подыгрывает, но почему-то крайне редко. Пока супруги с экспрессией, отдаленно напоминающей итальянскую, соревнуются, кто из них раньше покончит с собой, третий персонаж сидит сиднем, будто просто пришел посмотреть спектакль. Можно себе представить, как использовал бы третьего постановщик с более радикальным подходом, этакого, скажем, богомазовского толка, но не будем фантазировать попусту. Режиссеру режиссерово, критику критиково.
Далеко не всегда уместно останавливаться на разнице между пьесой и ее постановкой, но в случае «Свободных отношений» об этом приходится говорить на каждом шагу. Самый характерный момент – когда Антония посылает мужа в жопу. Так вот, слово «жопа» («дупа», «срака» или что там могло быть еще) со сцены вроде бы произносится, но не звучит. Актриса выговаривает его робким стыдливым шепотом, чтобы не дай бог никто не услышал.
Вся эстетика «Свободных отношений» на одном фото
Ура-ура, муж наконец-то застрелился
А еще показателен финал спектакля, где завершающая реплика героини переворачивает историю с ног на голову и лишает ее последних намеков на серьезность. Ура-ура, муж наконец-то застрелился, теперь Антонии с Профессором никто не помешает полакомиться свежеприготовленной пиццей. Таков рецепт семейного счастья на кухне, где создают любовь. Кушать подано.