Сентябрь – месяц не рядовой, особый. Дети возвращаются с морей, полей и рек и идут как дети в школу. Взрослые, сволочи, тоже откуда-то возвращаются, и столица начинает загибаться в девятибалльных пробках. Театры гостеприимно распахивают свои двери – стартует новый сезон. Гораздо активней, чем душным летом, открываются выставки современного и несовременного искусства. На экраны страны стройными косяками выходят художественные и малохудожественные фильмы.
Взрослые, сволочи, тоже откуда-то возвращаются
6 сентября состоялась премьера ленты «Тайный дневник Симона Петлюры», снятой главой Национального союза кинематографистов Украины, директором Национальной киностудии им. Довженко Александром Янчуком. Кинокритики угорали от корявых бород Винниченко и Грушевского, которых сыграли министр Нищук и зампредседателя ВО «Свобода» Бенюк, и сетовали, что украинский патриотический кинематограф пробил очередное дно. Функционеры радовались новым достижениям, а на клевету злопыхателей отвечали, что фильмы о Петлюре нужно снимать десятками, чтобы было из чего выбирать. Возможно, в светлом будущем нас ждут картины «Петлюра в октябре», «Петлюра в 1918 году», «Рассказы о Петлюре» и, кхм, извините, «Петлюра в Париже».
В ночь на то же 6 сентября в Харькове на стене близ дома по ул. Гоголя, 2а местные враги стрит-арта закрасили белой краской мурал художника Гамлета Зиньковского. Так началась история «Стены срача»: ночью представители прогрессивного человечества расписывали стену гневными хуями, днем представители коммунальных служб все это нахуй закрашивали. Судя по последним фото, баттл закончился вничью: верхняя половина стены покрыта краской, нижняя пестрит кривыми протестными надписями. Признать, что раньше было лучше, обскуранты, скорее всего, не готовы.
Украинский фильм впервые может попасть в оскаровский шорт-лист
Есть и хорошие новости. В ограниченный прокат вышел фильм Сергея Лозницы «Донбасс», который каким-то чудом выдвинули от Украины на «Оскар». Правда, сейчас его выпустили с украинским войсовером, что вызвало искреннее возмущение режиссера, но дистрибьюторы обещают, что к полноценному октябрьскому прокату «Донбассу» вернут оригинальное звучание и снабдят допустимыми законом субтитрами. На цифры сборов от этого проката смотреть не стоит, широкие народные массы таким кино не интересуются. Лучше порадуемся тому, что украинский фильм впервые в истории имеет реальные шансы попасть в оскаровский шорт-лист.
В середине сентября состоялся 25-й по счету Форум издателей во Львове, и это хорошо. Правда, количество посетителей Форума заметно упало, продажи сократились на четверть, обещанный рост книгопроизводства после ограничения российского экспорта почему-то не наступает, и это плохо. Зато в Днепре на днях состоялся первый книжный фестиваль BookSpace, и это хорошо. Правда, количество опубликованных в нынешнем году достойных украинских романов равно приблизительно нулю, и это плохо. Впрочем, к последнему мы давно привыкли.
ЛОМы схавали и не поморщились
И снова о Львове. Депутаты местного облсовета смело выступили против украинской Конституции и ввели на территории области мораторий на русскоязычный культурный продукт – до окончания войны в Донбассе и возвращения Крыма. Иностранные послы резко осудили, правозащитники покачали головами, отечественные ЛОМы схавали и не поморщились. Теперь во Львове нельзя публично петь, плясать, играть и декламировать по-русски, но если очень хочется, то можно. Потому что никаких наказаний за все вышеперечисленное пока что не предусмотрено.
Самое вкусное – напоследок. В конце сентября на столичной Бессарабке на месте повергнутого памятника Ленину появился… нет, вовсе не памятник Петлюре, а воздетая к небу Синяя Рука. В сети тут же возникло множество креативных интерпретаций: одним показалось, что рука зигует, другим, что голосует, третьи решили, что это рука проктолога, четвертые вспомнили резиновые перчатки на бутылях с брагой, пятые возопили о том, что в половине домов Киева уже полгода нет горячей воды и мы тут скоро посинеем целиком.
И только шестые мудро рассудили, что произведение румынского художника Богдана Раты можно считать идеальным, всеобъемлющим и предельно выразительным монументом нашей славной эпохе. Для грядущих эпох понадобятся какие-нибудь другие цвета, а главное, другие части тела.