На самом деле это читерство, когда наливают перед спектаклем. Выпил местной бражки, и сразу критический взгляд притупляется. Хорошо, что печень у меня закалена и ее парой стопок не задобришь. Да, собственно, и не нужно, потому что восприятие спектакля Максима Голенко «Вий 2.0» не нуждается в изменении метаболизма.
Где: Сцена 6 (ул. Васильковская, 1)
Когда: 9 октября в 20:00
Спектакль по современной пьесе Натальи Ворожбит о двух французах в украинском селе... Можно возмутиться: «А как же Гоголь!?», но… нет. В постановке Максима Голенко от Гоголя осталось одно лишь название, да и далекие намеки на сцены из оригинала. Так что спектакль даже не «по мотивам», а ссылается лишь на узнаваемость образов оригинальной повести. Больше у спектакля общего с современной масс-культурой, чем c Николаем Васильевичем. Никто же не говорил, что будет Гоголь, поэтому предъявлять, что на сцене «не Гоголь», как минимум — бессмысленно, а как максимум — глупо. Но оставим Гоголя в покое и вернемся к спектаклю.
«Вий 2.0» — первый и главный спектакль Дикого театра, и наиболее социально значимый. Вроде прошло более сотни лет, а образ жизни украинского «села» мало чем изменился. Все также бухаем, бьем морды, верим в приметы, в колдовскую магию, в бинарные опционы, в джойказино, «заряжаем» воду оптическими дисками, молимся на «курс по восемь», берем деньги до зарплаты без паспорта и залога в «ШвидкоГроші»…
Европейцы бегут, как из застойного Средневековья
Грубо говоря, мы такие же тупые, темные, агрессивные и завистливые, как и наши предки. Так что не удивительно, что европейцы бегут отсюда, как из застойного Средневековья. Но даже те, кто уехал, живут «розовыми» образами родины и не готовы принять такой, какая она есть. Ведь лучше сказать, что это сон, и вернуться в заграницу, откуда любить родную землю гораздо легче.
Зрители сидят по кругу, как на арене, а сцена поделена крестом, что нетипично после спектаклей со стандартной сценой-коробкой. Как свойственно режиссеру Голенко, негативные человеческие черты выпячены наружу и приправлены жесткой сатирой и стебом над самими собой. Ворожбит и Голенко — это творческий дуэт с комплементарностью драматурга и режиссера, где оба разделяют схожее видение окружающего мира. Мира, пронизанного жестокостью, подлостью и грязью, но с еще еле теплящейся надеждой, потому что спектакль «сворачивается» образами улетающих птиц. Улетающих туда, где тепло, повторяя сказку в начале спектакля.
Обворожительный труп в антракте
Актеры полноценно справляются с задачей. Невероятное удовольствие наблюдать за старухой, которую играет Евгений Ковальчук. А вот Андрей Кронглевский, как обычно, играет того же «Виталика», чье амплуа не меняется из спектакля в спектакль, из-за чего сложно представить Кронглевского в другом образе. Ну и, конечно, обворожительный труп Людмилы Руслановой в антракте решает.
Спектакль оцениваю на 8 из 10. Идти рекомендую. Для меня «Вий 2.0» — один из любимых спектаклей Дикого, поэтому знакомство с этим театром рекомендую начинать с него.
Фото: Рустам Гімадієв