Первая постановка Давида Петросяна в Театре им. Франко. Работа, вызвавшая массу похвальных, а порой и восторженных отзывов. Спектакль, после которого молодого режиссера пригласили в штат главного драматического театра страны. Давайте по пунктам разберем, как устроена «Земля» и почему она производит такое сильное впечатление.
Где: Театр им. Ивана Франко (пл. Ивана Франко, 3)
Когда: 19 декабря в 19:00
Диалог Михайла (Александр Форманчук) и Анны (Ксения Баша-Довженко). Самое время упомянуть Наталию Рудюк, художника по костюмам
1.Авангардная работа с традицией. С одной стороны, повесть Ольги Кобылянской – безусловная классика украинской литературы, верность которой Театр им. Франко хранил, хранит и будет хранить во веки веков, аминь. С другой, постановка Петросяна идет вразрез с пресловутым франковским консерватизмом, это тот самый поиск нового театрального языка, ради которого Камерная сцена вообще существует. В принципе, новациям там давно пора стать нормой.
Постановка идет вразрез с консерватизмом
2.Всегда актуальные темы. Со времени написания повести прошло больше ста лет, технический прогресс радикально изменил картину мира, но сакральное отношение к земле остается частью украинского менталитета. Вкупе с собственническим оно становится сюжетной пружиной и повести, и спектакля. Кроме того, «Земля» – это история братоубийства с библейскими корнями: новый Каин убивает нового Авеля не столько из жадности, сколько из зависти, из неизбывной обиды, из-за унизительного положения зависимого, вечно второго.
Младший сын очень хотел быть самым любимым, поэтому ему пришлось убить старшего. Отец (Василий Баша), Сава (Иван Шаран), Мать (Леся Липчук)
3.Удачная персонификация. Невозможно представить спектакль Петросяна без персонажа с эвфемистическим именем Она, читай Земля. Земля родит, земля принимает мертвых, ты владеешь землей, земля владеет тобой. На сцене Она ведет себя безучастно, периодически напевает что-то печальное-народное и почти не участвует в действии. Лишь в самом финале Она-Земля вступает в прямой контакт с одним из героев – с Отцом. С тем, кто больше всех ее любил, с тем, кому пришло время ложиться в землю.
4.Максимум из минимума. Постановка Петросяна аскетична по своим изобразительным средствам, зато все приемы работают на полную катушку. В колористическом решении доминируют черный, серый и красный. Черной «землей» покрыта вся поверхность сцены. В одежде – сто пятьдесят оттенков серого. Красный – это цвет нитей, используемых в виде мультифункционального образа, так что про катушку я не зря, хотя на самом деле там клубок и веретено. Нити символизируют, в частности, всевозможные связи между персонажами. Например, братскую кровную, которая потом превращается в кровавую.
Рахира учит Саву плохому. О том, как ее играет Татьяна Михина (на фото) ничего сказать не могу, а вот Христина Федорак в этой роли была просто ах.
5.Актерские работы. Основные партии блестяще ведут Александр Форманчук (Михайло) и Иван Шаран (Сава). Старший брат поначалу пышет энергией, он уверен в своей силе и неуязвимости, на армейскую службу уходит грудь колесом, но реальность возвращает его с небес на землю. Младший выглядит как воплощенное двуличие, затаенная ревность, ходячая задняя мысль. Простота и мощь впечатляют в игре Василия Баши (Отец), восхищает богатством интонаций Христина Федорак (Рахира). Лишь одна актерская работа резала глаз излишней суетливостью, но не будем тыкать пальцем, чтобы никого не обидеть – уж больно хорош спектакль.
Одна актерская работа была суетлива, не будем тыкать пальцем
6.Язык. Еще один удачный ход: персонажи говорят на современном закарпатском диалекте, заметно отличающемся от текста повести, где обильно используется региональная лексика, но не подчеркивается региональная фонетика. Парадокс состоит в том, что просторечие усиливает ощущение подлинности, в то время как чрезмерная литературность языка ее, наоборот, убивает. Характерно, что тот же прием использовал в идущем на той же Камерной сцене великолепном спектакле Morituri te salutnat Дмитрий Богомазов, нынешний главный режиссер театра. Не секрет, что постановка Петросяна состоялась как раз по его инициативе.
Ее сперва играла приглашенная актриса «Даха» Маричка Штырбулова (сейчас эта роль перешла к Светлане Косолаповой)
7.Все вместе. Бывает так, что отдельные приемы работают, а в целом спектакль не складывается, но это не про «Землю». Здесь все сошлось наилучшим образом: режиссерские идеи, мастерство исполнителей, музыкальное и визуальное решения, ритм, пластика, речь и все такое прочее. Одна из лучших камерных постановок нынешнего года. Не пропустите.