Под крышей Театра оперетты открылась новая экспериментальная площадка Сцена 77. Первой на ней сыграли «Москалицу» режиссера Влады Белозоренко, поставленную по одноименной повести Марии Матиос. Это история о гуцульской сироте, парии, ведьме, благородной и мудрой женщине, отстоявшей право на жизнь вопреки сотням невзгод, перед врагами всех мастей.
У Белой Панны (Оксана Прасолова) в спектакле сразу несколько функций; здесь она девушка с серпом
Где: Театр оперетты, Сцена 77, (ул. Большая Васильковская 53/3)
Когда: 31 января в 19:00, 24 февраля в 16:00
На свете бывают не только бродячие актеры, но и бродячие режиссеры. Вот, например, Влада Белозоренко. Где она только не ставила спектакли – в Молодом, в «Золотых», в Диком, в «Актере», и везде, кажется, только по одному. Теперь пришел черед Театра оперетты. Нет, «Москалица» не оперетта, не мюзикл и ни разу не музыкальный спектакль. Показывают его не на основной сцене, а на экспериментальной, специально созданной для молодых-талантливых, еще не заросших унылым мхом нашей театральной рутины.
Вхід росіянам заборонено
В Оперетте я не был тысячу лет и должен сказать вам, что теперь это очень странное место. Снаружи здание сияет огнями. Внутри все новое, евроремонтное. Дизайн и оснащение туалета напоминает, ну, не знаю, космический корабль. Это про вообще, но можно и конкретно про «Москалицу». Спектакль начинается еще на лестничной клетке, в нишах которой выставлены артефакты былых времен: винтовки, сапоги, фуражки, таблички с надписями. Среди прочих объявление: «Вхід росіянам заборонено». Я помялся, вспомнил родословную и решил, что мне все-таки можно.
В облике Москалицы (Ирина Ткаченко) преобладает напряженность
Москалица – кличка Северины Катериновны Северин, дочери гуцулки, изнасилованной в 1914-м русскими солдатами. В 1927-м ее мать утонула, в 1940-м семью, которая ее приютила, выслали в Сибирь. Москалице позволили поселиться в пустовавшей конюшне, где она до глубокой старости бог знает как выживала, промышляя травничеством и знахарством. Ключевой эпизод повести и спектакля относится к послевоенным годам, когда находчивая Москалица обводит вокруг пальца особиста Воронина. История настолько удивительная, что без божьей помощи явно не обошлось.
Подчеркнут карпатский диалект
Атмосфера повести Матиос в спектакле воссоздана аккуратно и точно. Сцена устроена в виде крестообразного помоста с центром посередине зала. В речи персонажей подчеркнут карпатский диалект, в музыкальном сопровождении доминирует дрымба, среди материалов преобладают дерево и грубая ткань. Нарратив обеспечивает специальный персонаж Белая Панна, выступающая в качестве то стороннего наблюдателя, то непосредственного участника действия. Благодаря вычурной пластике и выразительной мимике актерская работа Оксаны Прасоловой в спектакле запоминается лучше других.
Картонная стереометрия на головах актеров дает широкие возможности для толкований
Белозоренко в целом следует сюжету повести, но привносит в него свои мотивы, свой визуальный рисунок. Зрелищность обеспечивают четверо актеров, играющих все подряд – то мифических существ в масках, то местных хлопцев, то вояк разных армий, то лесных повстанцев. Все это нескучно, динамично, гармонично, хотя лично мне для желанного катарсиса до самого финала (там катарсис в полный рост) не хватало какой-то изюминки, какой-то особенно пронзительной ноты. Вспоминался другой спектакль, поставленный по прозе Матиос – «Солодка Даруся» Ивано-Франковского театра им. Франко. Там эта нота была.
Возможно, в идеологическом плане постановка Белозоренко получилась несколько прямолинейной, но при этом она адекватна литературному источнику. Во всех своих произведениях Матиос с пафосом, болью и сентенциозностью пишет о несчастной Буковине, страдавшей под гнетом всевозможных чужаков – то немцев, то венгров, то румын, то русских. При этом своих персонажей она ничуть не идеализирует: патриархальный мир гуцульского села в ее изображении нередко бывает груб, порочен и жесток. «Дикі люди!» – говорила о своих земляках моя знакомая гуцулка Соня, и я не спорил.
Финальная сцена «Москалицы» – сущее просветление. В зале плакали
У большинства персонажей Матиос хватает грехов за душой, но Москалица в этом плане скорее исключение. Актриса Ирина Ткаченко играет именно ту женщину, которая описана в повести: ее героиня отличается стойкостью и рассудительностью, упрямством и достоинством, упованием на божью благость и способностью принять свою судьбу какой она есть. Всегда настороженную, вечно насупленную женщину, которая, по ее собственному признанию, никого не боялась, но и никого не любила. Которая всю жизнь пыталась сопротивляться обстоятельствам, и это ей удалось.