Дикий театр потому и дикий, что в своих спектаклях всегда берется за темы актуальные, остросоциальные, неудобные. Одна из таких тем – проблема однополых отношений и толерантности к сексуальным меньшинствам. Один из таких спектаклей – «Том на ферме», поставленный Павлом Арье по пьесе канадского драматурга Мишеля Марка Бушара.
Где: Малая опера (ул. Дегтяревская, 5)
Когда: 7 февраля в 20:00
В спектакле Павла Арье присутствуют разнообразные звериные мотивы
Для деревенских гомосеки - это стыд и позор
25-летний Том (Роб Фельдман) приезжает из крупного франко-канадского города (Монреаль, Квебек, не важно) в провинцию на молочную ферму, чтобы поприсутствовать на похоронах своего любовника Гийома, разбившегося на мотоцикле. Мать покойного Агата (Татьяна Фролова) понятия не имела о его гомосексуальности, поэтому в разговорах с ней Том вынужден все время юлить и привирать. Брат Гийома Франсис (Остап Дзядек) как раз в курсе дела. Он требует, чтобы Том ни в коем случае не рассказывал Агате о сексуальной ориентации Гийома, потому что для деревенских гомосеки - это стыд и позор.
Вот она, основная тема пьесы. Несмотря на огромные изменения в отношении к сексуальным меньшинствам, произошедшие за последние несколько десятилетий, во многих социальных стратах гомосексуальность по-прежнему остается чертой одиозной, постыдной. Ладно там Квебек с Монреалем, в этих местах каминг-аут уже не проблема жизни и смерти, а вот в глубинке ситуация принципиально иная. У нас, в общем-то, похожая история. Быть геем в Киеве, Одессе или Харькове – еще туда-сюда, зато в Жмеринке, Рогатине или Крыжополе – упаси боже.
Том (Роб Фельдман) – нежный юноша с обнаженной душой
Двойственность позиции Тома проявляется в направленности реплик. В замечаниях к пьесе Бушар оговаривает использование принципа апарт, и Арье строго следует его установкам. Том не только ведет диалоги с Агатой и Франсисом, но и разражается сбивчивыми нервными монологами, адресуя их то самому себе, то мертвому Гийому. Как и требует драматург, он при этом не обращается к зрителям, а продолжает говорить, будто взаимодействуя с другими персонажами. То, что его тирады им не слышны, определяется исключительно содержанием реплик.
Богатый материал как для психиатра, так и для сексопатолога
Гийом мертв и ничего Тому не ответит, место Агаты в пьесе относительно скромное. В результате ключевыми в спектакле становятся взаимоотношения Тома с Франсисом, и тут можно набрать богатый материал как для психиатра, так и для сексопатолога. Фактуры у двух антагонистов стереотипные: Том – хрупкий, манерный, пахнущий кремами и дезодорантами юноша с ломаной пластикой, Франсис – воняющий коровником грубый, агрессивный тип и, конечно же, отъявленный гомофоб. Впрочем, от гомофобии до гомофилии один шаг. Главный нерв постановки, как нетрудно догадаться, в том, что гомофобия очень часто обусловлена ничем иным, как латентной гомосексуальностью.
У Франсиса (Остап Дзядек) натура суровая, крестьянская
«Том на ферме» – определенно драма и даже трагедия, но я еще не видел ни одного спектакля Дикого, где бы публику не развлекали комическими сценками. Когда на подмостках появляется Сара (Оксана Борбат), коллега Тома, которую он попросил сыграть роль его подружки, драма на время уступает место фарсу. Сара зачем-то делает вид, что она англоязычная, при этом говорит по-английски с жутким акцентом и детскими ошибками. Эпизоды с ее участием в постановке Арье кажутся чужеродными, но предъявлять претензии режиссеру не вполне корректно: все эти хохмы есть в тексте Бушара.
Вообще сама пьеса производит двойственное впечатление. С одной стороны там присутствуют уже упомянутая актуальность, злободневность, драматическое напряжение, интрига и все такое. С другой, некоторые сюжетные ходы «Тома на ферме» не очень-то убедительны. Слишком легко заглавный герой превращается из буржуа-сибарита в пейзанина-животновода. Слишком странным выглядит и появление Сары, и ее внезапный отъезд. Слишком эффектным получается трагический финал, притом, что причины для трагедии далеко не очевидны.
Кажется, это сцена насилия. А может, уже и секса
«Том на ферме» не самый характерный продукт Дикого театра. К его типичной эстетике (брутальный юмор, провокация, украинские реалии) куда ближе другой спектакль на гомосексуальную тему – «Гей-парад». По сравнению с ним постановку Арье можно считать вполне приличной, а то и просто замечательной. Кстати, из-за окончания срока лицензии Дикий покажет ее последние два раза. Спешите видеть.