Скоро я посмотрю все работы Тамары Труновой и, как честный человек, должен буду на ней жениться написать монографию по ее творчеству. Конечно, в таком серьезном научном труде при разборе постановки «Под небом голубым» в Театре оперетты мне придется сдерживать эмоции. Зато здесь, на портале Yabl, можно без экивоков объявить, что спектакль по пьесе Дэвида Элдриджа – это полтора часа чистого восторга и одна из моих главных театральных радостей нынешнего года.
Флегматичный Ник (Евгений Прудник) и Хелен (Оксана Прасолова) на грани нервного срыва
Где: Театр оперетты (ул. Большая Васильковская, 53/3)
Когда: 6 декабря в 19:00
Пьесу Under the Blue Sky Элдридж написал в 2000-м. По-русски название звучит, конечно же, «Под небом голубым» – поклон Гребенщикову, Волохонскому, Хвостенко и пророку Иезекиилю. По-украински без аллюзий – «Під небом синім». В пьесе три новеллы про три пары – как бы любовные, хотя на самом деле не совсем. Все шестеро героев – школьные учителя.
Грэм (Дмитрий Вивчарюк) пытается соблазнить Мишель (Ирина Ткаченко) при помощи беляшей
Ник и Хелен под тридцать, они дружат, она в него влюблена, а он в нее нет. Мишель и Грэму ближе к сорока, она – легкомысленная стервоза, он – неловкий девственник. Роберту 42 (в спектакле гораздо меньше), Анне 58, он делает ей предложение, а она считает, что это черт знает что, в ее почтенном возрасте замуж не ходят, тем более за таких юнцов. Короче говоря, отношения в парах колеблются между отметками «сложные» и «очень сложные».
Учителя ведут себя непедагогично
Три новеллы почти независимы друг от друга, хотя в процессе действия между персонажами обнаруживается некоторая связь. Учителя ведут себя непедагогично: напиваются, ссорятся, оскорбляют друг друга, используют ненормативную лексику. Если это и мелодрама, то довольно специфическая.
Что из нее было делать Труновой, как не оперетту?
Ну ладно, не оперетту – музыкальный спектакль. Трагикомедию. Фарс с элементами драмы. Чтобы душа развернулась от безудержного веселья и свернулась от щемящей жалости.
Роберт (Дмитрий Олийнык) хочет жениться на Анне (Ася Середа-Голдун). Анна сомневается
Как сделать, чтобы было смешно? А вот как.
1. Посадить на сцене камерный оркестр. Предложить композитору Богдану Решетилову сочинить музыку, откликающуюся на действия персонажей. Такую, чтобы патетика в ней отдавала иронией, а ирония растворялась в сочувствии.
2. Добавить к инструментальным комментариям вокальные. Пока двое пикируются на авансцене, остальные четверо выступают в роли хора. Например, Мишель несет какую-то пургу, а хор тут же отзывается: «Тупа вівця!»
3. Добиться от исполнителей максимальной эксцентрики. В спектакле хороши все актерские работы без исключения, но то, что выделывают на сцене Оксана Прасолова, Ирина Ткаченко и Дмитрий Вивчарюк, это просто ах. Даже так: ааах. Ааааах! АААААААХ!!!
4. Соблюсти чувство меры. Труновой это удавалось не во всех постановках, но тут удалось сполна. Ничто не режет ни слух, ни глаз, все их только радует.
Не только рассмешить, но и тронуть душу
А теперь, ребята, о главном.
В Киеве сейчас ставят великое множество трагикомедий. Большинство из них страдает одной и той же болезнью: если комическое у режиссеров кое-как получается, то с трагическим обычно беда-беда.
Так вот: прелесть спектакля Труновой в том, что ей удается не только рассмешить, но и тронуть душу.
Теперь все вместе и под оркестр
Нелепая Хелен, путающаяся то в рукавах, то в туфлях, то в пьяных речах в какой-то момент из уморительной дурехи превращается в несчастную безответно влюбленную женщину, и ее становится жалко до слез.
Инфантильный Грэм поначалу – сплошное посмешище. А потом вдруг что-то щелкает – и вместо потешного балбеса возникает маленький забитый человек, мучительно переживающий свою малость и забитость.
Замкнутая щепетильная Анна внезапно раскрывается, позволяет себе расслабиться – и скептически настроенная дама под шестьдесят оборачивается мечтательной девочкой, готовой поверить в возможность любви и счастья.
И в этот момент мы тоже готовы поверить. В то, что все еще будет. Что жизнь качнется вправо, качнувшись влево. Что all we need is love.
Under the blue sky такое иногда случается.