Команда с хитроумным названием U!ZAHVATI презентовала осенью свой второй иммерсивный спектакль-променад. Сперва «Диалоги» несколько раз показали в Киеве, потом их повезли в Одессу. В обоих случаях местом действия стали библиотеки: в столице – Национальная имени Ярослава Мудрого, в Одессе – Национальная научная. В феврале «Диалоги» снова зазвучат в столице.
Теперь вы знаете, что библиотечную картотеку нетрудно превратить в театральный реквизит
Когда: 19, 23 и 24 февраля. Время спектаклей тут.
Где: Национальная библиотека имени Ярослава Мудрого (ул. Грушевского, 1)
Сначала было «Время». Свою первую постановку U!ZAHVATI представила весной 2018. Зрителей, точнее слушателей, встречали у Пешеходного моста в Киеве, обеспечивали наушниками с завораживающим голосом Павла Алдошина, водили по улицам, возили в метро. В сквериках неожиданно обнаруживались мягкие диванчики для отдыха, случайные встречные оказывались участниками спектакля, сентенции в динамиках перемежались песнями Сергея Бабкина. Было слегка нравоучительно, но забавно и необычно.
Случалось ли вам попивать чай во время спектакля, да еще и, считай, прямо на сцене?
Второй спектакль U!ZAHVATI устроен еще более прихотливо.
На смену открытому пространству города пришло закрытое пространство библиотеки. Это несколько упростило задачу: ни посторонние люди, ни погода постановке помешать не могут. Это несколько усложнило задачу: с библиотеками в отличие от улиц надо как-то договариваться; впрочем, зрителей проблемы организаторов волновать не должны. Это сделало задачу интересней: в библиотеке можно использовать технические средства и реквизит, которые на улице недоступны.
U!ZAHVATI реализует возможности локации в полный рост.
Картотека задает тему токсического избытка информации
Широкая лестница и длинный узкий коридор оказываются удобными площадками для хореографических этюдов. Небольшое помещение с круглым столом посередине, уставленном предметами быта полувековой давности, становится местом для ностальгического чаепития. Кабинет с картотекой задает тему токсического избытка информации, которую потом развивает компьютерный зал – там на персональных мониторах в бешеном темпе сменяются мусорные скриншоты новостных сайтов и социальных сетей.
Как ни странно, «Диалоги» ближе к традиционному спектаклю, чем «Время».
Во «Времени» актеры в качестве подсадных уток не должны были выделяться из городского пейзажа. В «Диалогах» их функции шире и активней – тут есть и танец, и пантомима, и визуальный контакт со зрителями. В постановке имеется главный герой, предстающий в трех ипостасях: юного играет Ильдар Тагиров, зрелого – Павел Алдошин, пожилого – Петр Мисак. Первый полон сил и надежд, второй захвачен повседневной суетой, третий задумчив и печален – он вспоминает о невозвратимом прошлом.
В команде «Времени» значилось шесть человек. В буклете «Диалогов» упомянуто сорок.
Чтобы почувствовать, как вредно утыкаться в монитор, нужно уткнуться в монитор
Дело не только в том, что на этот раз U!ZAHVATI представило полный список актеров, менеджеров и членов административной группы. В «Диалогах» хорошо видна работа профессионалов: сценариста Юрия Солонца, художника по костюмам Леси Патоки, хореографа Кристины Шишкаревой, видеохудожника Светланы Рейниш. Впрочем, главными авторами постановки снова стали режиссер Полина Бараниченко и композитор Дмитрий Саратский. А еще примкнувшая к ним и впервые попробовавшая себя в роли драматурга прозаик Тамрико Шоли.
Во «Времени» было многовато дидактики. В «Диалогах» ее заметно меньше.
Книга отзывов о «Диалогах» – это тоже часть «Диалогов». Причем у каждого зрителя она своя
Текст Шоли отчасти коллаж. Он складывается из стандартных фраз, которые мы ежедневно произносим в трубку телефона, пишем в мессенджерах, роняем в болтовне с друзьями. Все эти «купи хлеба», «ты где?», «сегодня буду поздно», «а давай поедем вместе», «я так устал» и «в среду к врачу», от которых сводит скулы и из которых, как ни крути, состоит наша повседневная жизнь. В какой-то мере «Диалоги» – это спектакль о соотношении сиюминутного и вневременного, незначительного и важного.
Хотя, знаете ли, в этой пене дней еще поди пойми, что важно, а что нет.
Воплощение идеи богаче самой идеи
Создатели «Диалогов» полагают, что они способны вам в этом помочь. В принципе месседж спектакля прост: давайте делать паузы в словах, учитесь слушать тишину, помните о вечном. Однако воплощение идеи богаче самой идеи. И вообще U!ZAHVATI молодцы: они делают то, что у нас не делает больше никто. Вопрос: «Как пройти в библиотеку?» снова становится актуальным – там теперь бывает театр.