Сюжет банален, как двери, потому что знаешь, как они открываются. Единственная интрига — в какую сторону? Из-за «скандальной славы» (рили?) угрожали не пустить на спектакль, но благо, что умею пользоваться входами и выходами самостоятельно. И все-таки пробрался в русскую драму на «Сердце боксера» режиссера Дмитрия Морозова, где ожидал трагической развязки, а получил сопливую мелодраму для возрастных домохозяек.
Где: Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки (ул. Хмельницкого, 5)
Когда: 13 января в 17:00, 22 января в 20:00
Премьера пьесы прошла в Берлине в 1996 году, поэтому к 2018 образы масскульта успели устареть, игрушка «йо-йо» превратиться в ретроград, а «молодежный» сленг перестать быть молодежным.
В мировой литературе не так много сюжетов, а, вспоминая Борхеса, их и то только четыре. Поэтому история Лутца Хюбнера о боксере в доме престарелых не рассказывает ничего нового. «Сердце боксера» — это «Пьяный мастер» в Германии. Но если китайский фильм 1976 года с Джеки Чаном — комедийный, спектакль «Сердце боксера» — сентиментально-серьезный, или хотя бы пытается таким быть.
Отправили на исправительные работы белить стены
На малой сцене, которая называется «Новая», присутствуют два героя. Лев — некогда популярный в Германии боксер русского происхождения, покинутый и забытый всеми в доме престарелых. И Йо-Йо — представитель околохулиганской молодежи, которого отправили на исправительные работы белить стены в комнате Льва. В процессе их дружбы Лев учит Йо-Йо не только боксерским приемам, но и житейской мудрости. Таких литературных взаимоотношений «учитель-ученик» найдется бесчисленное множество, но, когда Лев бухает «русский чай», то ассоциации с «Пьяным мастером» возникают первыми сами собой.
Говорили, что в русской драме переигрывают. Нельзя верить словам, а нужно доверять делам. Так что крики, переигрывания и общее настроение, что «дедушку жалко» — все это есть, я видел. Смешно, когда местный хулиган (Александр Соколенко) вперемешку с «молодежным» сленгом говорит чеховским слогом. С другой стороны, понравилась старческая пластика Ильи Пономаренко, хоть иногда казалось, что боксер сейчас развалится.
Иногда казалось, что боксер развалится
Спектакль давит на чувства, хотя местами настолько, что хочется плеваться. Но если отбросить все замечания, то сама тема актуальна. Казалось бы, что с урбанизацией люди стали жить плотнее и ближе, но количество одиноких, покинутых, обманутых, с депрессией и суицидальными мыслями только растет. Безразличие и бесчувственность стали чуть ли не главными атрибутами современности, а понятия а-ля «мы в ответе за тех, кого приручили» теряют всякую силу.
Спектакль на 6 из 10, технически сделан хорошо. Рекомендую домохозяйкам, чтобы те оторвались от очередного мелодраматического сериала. Хотя даже в таком случае можно пойти на что-то менее пропахнувшее нафталином.