В Театре на левом берегу Днепра наконец-то состоялась первая премьера сезона. Режиссер Игорь Гринберг остался верен своей творческой манере: в его версии «Распутника» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта Le Libertin, в украинском переводе «Гульвіса», приблизительно 99,9% традиционного театра. Такого, как при советской власти.
Дидро (Сергей Детюк) объясняет Баронне (Антон Вахлиовский), что в данных обстоятельствах закончить статью в срок он никак не может
Где: Театр на левом берегу Днепра (пр-т Броварской, 25)
Когда: 4 декабря в 19:00
Как он закончит, если вокруг вьется столько баб?
Дени Дидро готовит статью для той самой знаменитой французской Энциклопедии, но ему сильно мешают женщины. Некая госпожа Анна-Доротея Тербуш пишет портрет философа, флиртует с ним самым беззастенчивым образом, предлагает ему позировать обнаженным, но сама раздеваться не спешит. Юная мадемуазель Гольбах, дочь хозяина поместья, где обитает Дидро, заявляет, что хочет родить от него ребенка. Дочь Анжелика тоже хочет родить, но, к счастью, не от Дидро, а от его друга, другого женатого мужчины средних лет. Жена Дидро Антуанетта морочит ему голову – просто потому что жена. Еще есть слуга Баронне, который настоятельно требует, что Дидро срочно закончил статью, а как он ее закончит, если вокруг вьется столько назойливых баб?
Госпожа Анна-Доротея Тербуш (Ирина Мельник) выпячивает турнюр, потому что соблазнительница и авантюристка
Один из самых популярных современных французских драматургов Эрик-Эмманюэль Шмитт формально написал пьесу о середине XVIII века, но на самом деле нет. В произносимом со сцены тексте то и дело проскакивают обороты, свойственные гораздо более поздним эпохам. По существу Дидро с его атеизмом, вольнодумством и либертарианством становится у Шмитта предтечей грядущей сексуальной революции, а в эпатажных пассажах окружающих его дам нетрудно расслышать установки, присущие феминисткам ХХ столетия. Тут есть что трактовать, есть где развернуться, но говорить о какой-либо трактовке в отношении постановки Игоря Гринберга не приходится.
Елена Завгородняя в роли Мадемуазель Гольбах напоминает о том, что поставить «Распутника» можно было и поинтересней
Гринберг поставил «Распутника» как традиционную костюмную комедию. Актеры аккуратно произносят текст, держатся в рамках предложенной эстетики, обходятся жестами, принятыми в эпоху Просвещения. Декорации, напоминающие фасад «Мулен Руж», намекают на грядущее то ли падение, то ли развитие нравов; больше ничего примечательного в них нет. Зал время от времени смеялся, но почти всегда это была реакция не на действия, а на реплики. С залом можно согласиться, Шмитт и в самом деле аплодисменты заслужил.
Не очень похож ни на философа, ни на распутника
Поскольку о работе режиссера говорить нечего, остановимся на работе актеров. Дидро в исполнении Сергея Детюка производит странное впечатление: он не очень похож ни на философа, ни на распутника. Ирина Мельник в роли авантюристки Тербуш вполне органична, а программные философские монологи о силе женщины и слабости мужчины в ее исполнении и вовсе хороши. Антон Вахлиовский в роли возникающего всякий раз не вовремя Баронне, как положено, суетлив и комичен. Игра Татьяны Комаровой и Александры Петько, изображающих жену и дочь Дидро, забывается уже на выходе из театра. То ли дело Елена Завгородняя, исполнившая роль мадемуазель Гольбах. Она единственная давала на сцене какую-то эксцентрику и так явно выбивалась из общей картины, что казалось, будто по окончании спектакля режиссер ее за это строго накажет.
Философ вещает, девушка внимает
Театр на левом берегу Днепра сейчас есть за что ругать. Но еще больше поводов ему посочувствовать.
«Левобережцы» не в лучшем расположении духа
31 октября ушел из жизни Эдуард Маркович Митницкий, основатель и бессменный руководитель театра. Годом ранее от «левобережцев» к «франковцам» перешел Дмитрий Богомазов, во многом определявший необщее выражение лица Театра на левом. В середине ноября умерла актриса Юлия Волчкова, репетировавшая в «Распутнике» одну из ролей. «Левобережцы» сейчас явно не в лучшем расположении духа. Новый руководитель до сих пор не назначен, каким будет творческое кредо театра пока неизвестно. Если мейнстримом станет направление, представленное «Распутником», то Театр на левом берегу уверенно поплывет в сторону давно утонувшего в нафталине Театра русской драмы, чего прогрессивному человечеству в моем лице совершенно не хочется.
Даст бог, обойдется.