Этот спектакль идет по-русски, и если языковой закон № 5670-Д вступит в силу, играть его, скорее всего, перестанут: тратиться ни на перевод, ни на субтитры смысла нет. Осенью «Блуд» выглядел изгоем – его показывали в Малой опере на Лукьяновке, где обычно базируются спектакли независимых театров, не имеющих своих помещений. Правда, теперь Малый театр вернул постановку Андрея Попова в свое родное помещение.
Где: Малый театр (ул. Гончара, 33)
Когда: 15 декабря в 18:00
В играющей А Хули Веронике Литкевич и впрямь есть что-то лисье
«Священная книга оборотня», шестой роман Виктора Пелевина, вышла в 2004-м. Шесть лет спустя ее впервые перенесли на сцену – в питерском «Таком театре». Вообще Пелевина ставят нечасто, но именно этот роман инсценировать проще других. Текст книги представляет собой монолог героини, сверхъестественной человеческой лисички А Хули – бери да читай. Все остальные персонажи возникают строго последовательно, и их запросто может сыграть один и тот же актер – что и происходит. Без сложных декораций нетрудно обойтись – и Малый обходится.
А Хули – проститутка, но не простая, а мистическая
Напомню, если кто забыл, что А Хули – проститутка, но не простая, а мистическая. Она имитирует сексуальный акт в психике мужчин при помощи волшебного хвоста, который выполняет функцию передающей антенны. В действительности никакого соития не происходит, но в голове клиента творится о-го-го что и даже больше: как пела в незапамятные времена Алена Апина, «а любовь она и есть только то, что кажется». Пока клиент корчится от наслаждения, А Хули высасывает из него жизненно необходимую энергию. Типичный Пелевин: энергию его герои сосут в каждом втором романе, если не чаще.
Александр Соколов на протяжении спектакля многократно перевоплощается
Актриса симпатичная, хоть и без хвоста
Лисицу А Хули играет Вероника Литкевич, актриса симпатичная и обаятельная, хоть и без хвоста. Молодой режиссер спектакля Андрей Попов решил, что показывать публике хвост будет слишком банально и сделал этот атрибут таким же виртуальным, как способ его воздействия на похотливых мужиков. В «Блуде» вообще много условностей. Если актриса идет в душ, не думайте, что она там разденется, это душ понарошку. Что уж говорить о сексе – раз он происходит только в фантазии клиента, то не ждите, что вам его продемонстрируют на сцене. В конце концов, Малый не Дикий.
Рыжая лиса в зеленом и серый волк в черном. Бывает и так.
Кроме Литкевич в спектакле заняты еще два актера. Первый, Александр Соколов, как уже было сказано, играет всех остальных персонажей, в том числе волка-оборотня Александра Серого. Второй – Станислав Весельский, его Инкогнито с лицом, закрытым то ли балаклавой, то ли фетиш-маской из секс-шопа, работает на подыгрышах. Кроме них кое-какое разнообразие в монологи героини вносят видеовставки. Еще Литкевич несколько раз переодевается (за ширмой, не надейтесь), но какой-либо смысл в смене платьев обнаружить трудно. Главным в постановке Попова остается пелевинский текст. Иногда он доминирует так явно, что «Блуд» начинает походить на аудиоспектакль.
Между оборотнями начинается большая любовь
Характерно, что «Священная книга оборотня» у Попова превратилась в «Блуд». Лирическая, мистическая и сакральная составляющие романа Пелевина отодвинулись на второй план, на первый вышло плотское и порочное, хотя и эта тема в первом действии остается нераскрытой. Вряд ли заданные названием смыслы спектакля проявляются во втором, когда А Хули встречает Серого и между двумя оборотнями начинается большая светлая любовь. Я пишу «вряд ли», потому что точно сказать не могу.
Инкогнито (Станислав Весельский) на сцене иногда что-то делает, а иногда просто сидит и смотрит спектакль
Держите чистосердечное признание: на второе действие я не остался. Во-первых, долгое первое меня утомило. Во-вторых, спектакль начался с 25-минутным опозданием, словно играли какие-то капризные заезжие знаменитости. В-третьих, я честно пытался дождаться продолжения постановки, но когда антракт затянулся на полчаса и время стало приближаться к десяти вечера, мое терпение лопнуло. Голод победил блуд – и я поехал домой ужинать. Не повторяйте моих ошибок, поешьте перед спектаклем. Если, конечно, вы собираетесь проявить силу воли и досидеть до конца.
Фото: Милана Шидловская