Отгадайте загадку: новый спектакль в театре, но не премьера? Ответ – «Буна» Давида Петросяна по пьесе Веры Маковий на Камерной сцене Театра им. Франко. В репертуаре «франковцев» эта постановка действительно новая, раньше ее играли в ЦСИ «Дах». Получилась забавная вещь: по существу «Буна» переехала от Троицкого к Богомазову, от одного гуру украинской сцены к другому.
Где: театр им. Ивана Франко (пл. Ивана Франко, 3)
Когда: 18 декабря в 19:00
Две самых ярких звезды спектакля: Христина Федорак (Буна) и Иван Шаран (Мытро)
«Буну» трудно не сравнивать с «Землей». Из трех постановок Петросяна на франковской сцене две посвящены закарпатскому селу, в обеих доминирует традиционный уклад, персонажи говорят на местном диалекте, а в отношениях между ними кипят шекспировские страсти. «Буна», однако, все же не трагедия, здесь никто никого не убивает, зато отчетливо слышны комические обертоны, которых в «Земле» не было и в помине.
«Буна» это «бабушка» на румынском языке
Еще разок упомянем мэтров. «Земля» по своей эстетике – спектакль чуть более богомазовский, а «Буна» чуть более троицкий, однако сходство прослеживается лишь в отдельных деталях. В «Земле» это специфика сценического движения, символика цвета, работа с предметами, в «Буне» – аскетичное, «даховское» по стилю музыкальное сопровождение. Еще один любопытный нюанс состоит в том, что «Буна», в общем-то, сделана в духе традиционного психологического театра. Однако консервативным и академичным спектакль Петросяна никоим образом не выглядит.
Из Петра (Роман Ясиновский), Орыси (Анна Снигур-Храмцова) и Илыка (Маричка Штырбулова) получилась бы замечательная семья. Но, увы, не получается
«Буна» это «бабушка» на румынском языке и на буковинском диалекте. Заглавную роль в постановке Петросяна исполняет юная Христина Федорак, актриса, которая в последнее время перестала меня приятно удивлять и начала бешено восхищать. То, что она делает телом и лицом, еще можно как-то вытерпеть – ну да, согнутая пополам старуха с деревянной клюкой и злым напряженным взглядом, такую сыграет каждая вторая талантливая актриса. А вот то, что Федорак творит голосом... Скрипучий тембр, тонкие перемены интонации, внезапные взрывы темпа, неожиданные переходы от молитвенного благочестия к отборным проклятиям – все это чистый восторг и главный фактор успеха спектакля.
Переходы от благочестия к отборным проклятиям
Вторую роскошную актерскую работу выдает Иван Шаран. Его Мытро, хитроватый простак и простоватый хитрован, мутный, как тот самогон, который он перманентно себе подливает, отличается не менее колоритной речевой манерой, а еще дивной мимикой и жестикуляцией, которым можно было бы посвятить отдельную театроведческую статью. Еще нельзя не отметить Маричку Штырбулову, крошечную актрису «Даха», сыгравшую Буниного правнука Илыка. Более сдержанная игра Анны Снигур-Храмцовой (Орыся) и Романа Ясиновского (Петро) объясняется функциями соответствующих персонажей. Ну и не забудем Анну Глухеньку: музыка в «Буне» – дело ее рук.
Забеременев от Петра, Орыся вышла замуж за Мытра. Такова жизнь
Одна из главных тем спектакля – конфликт поколений. Согбенная старуха, словно невидимыми цепями прикованная к местной земле и стоящей на ней ветхой хате, олицетворяет вековые традиции. Образ жизни, который Буне представляется единственно возможным, для ее потомков категорически неприемлем: дочка исчезает невесть куда, бросая на Буну внучку Орысю, та в свою очередь уезжает на заработки в Америку, оставляя бабке на воспитание правнука Илыка. Последует ли тот за матерью, непонятно: финал спектакля в этом смысле открытый. Скорее нет, но это еще не точно.
Не забудьте приготовить носовые платки
Буна, конечно, старуха противная. Злюка, придира, брюзга, эгоистка, тиранша – подберите еще десяток синонимов, не ошибетесь. Но не затурканная Орыся, и не разрывающийся между прабабкой и матерью Илык, а именно эта чертова баба вызывает самое сильное зрительское сочувствие. В спектакле Петросяна есть ожидаемый, но от этого не менее эффектный прием: ближе к финалу Буна снимает платок, распускает волосы, меняет старческий голос на девичий и будто возвращается в эпоху своей юности, в жуткие времена войн, репрессий и бесконечных лишений. К этому моменту не забудьте приготовить носовые платки.
Кульминация постановки – эпизод с превращением Буны из бабушки в девушку
В споре о том, остаться или уехать, победа Буны не очевидна. Но моральная правота в пьесе Маковий и спектакле Петросяна определенно остается за ней.