«Золотые ворота» продолжают сотрудничать с зарубежными режиссерами. «Ричард III» немецкой постановщицы Корнелии Кромбгольц стал своеобразным мастер-классом на тему «Что такое европейский театр»: все роли в спектакле играют женщины, сценой служит устроенная посреди зала большая песочница, актрисы отплясывают под Верку Сердючку, швыряют зрителям яблоки и при этом не забывают произносить фразы из шекспировского текста.
В роли Ричарда III – Екатерина Вишневая
Где: театр «Золотые ворота» (ул. Шелковичная, 7а)
О том, как Кромбгольц оказалась в Киеве и почему взялась за «Ричарда III», постоянные читатели Yabl уже знают из ее интервью тут . Мы разговаривали с Корнелией накануне премьеры, когда художественные особенности ее постановки еще не были мне известны. Теперь услышанное можно сравнить с увиденным.
Корнелию в «Золотых» неплохо проконсультировали
«Мы хотели через призму времени посмотреть на нашу нынешнюю эпоху». Чистая правда. Постановка Кромбгольц основана на шекспировском сюжете и использует шекспировских персонажей, однако эстетика в ней никак не XVII века и апеллирует она к нашей с вами безумной современности. По спектаклю разбросаны десятки тонких намеков на украинские политические реалии; похоже, Корнелию в «Золотых» неплохо проконсультировали.
Девичник, капустник, фарс, вакханалия, шабаш
«Ричард у нас одновременно и жестокий тиран, и ребенок, не получивший любви». И это верно. Несмотря на то, что между спектаклем Кромбгольц и традиционным психологическим театром дистанция огромного размера, в Ричарде, сыгранном Екатериной Вишневой, обнаруживается ряд характерных индивидуальных черт. Главная из них – инфантильность. Ричард руководствуется взрослой расчетливостью, но при этом действует с детской жестокостью, словно бездумное дитя, которому неведома разница между добром и злом.
Ох она и фурия, я вам скажу!
«Женская труппа «Золотых ворот» в спектакле задействована практически целиком». Да, все именно так, как сказала Корнелия. На сцене семь девушек в белых одеждах, на которых алыми буквами выведены их имена, каждая исполняет по несколько ролей, диалоги перемежаются гротескными пластическими и музыкальными сценами. Действие в целом нескучное, динамичное. Ассоциативный ряд: девичник, капустник, фарс, вакханалия, шабаш.
На переднем плане Ирина Ткаченко, самая безбашенная актриса постановки
«Немецкие актеры активно импровизируют. Украинские предпочитают стабильность». Кромбгольц все-таки вдохновила украинских исполнительниц на то, чтобы, как нынче говорится, выйти из зоны комфорта. Ее «Ричард III» во многом построен на актерской импровизации: видно, что девушкам дали достаточно свободы, и они ею неплохо распорядились. Похвалить можно всех, но особенно – дьявольски эффектную Ирину Ткаченко, сыгравшую в спектакле, есть верить буклету, сразу семь ролей. Ох она и фурия, я вам скажу!
«Интересно было посмотреть на политику через женскую ментальность». Не могу сказать, что задуманное так уж хорошо получилось. То, что все роли в постановке отданы женщинам, добавило ей толику пресловутого шкловского остранения и брехтовского очуждения, но каких-либо специфических гендерных особенностей в плетении дворцовых интриг и организации политических убийств я не заметил. Идея сыграть «Ричарда» женским составом любопытная, неординарная, однако новых смыслов к шекспировской пьесе она не добавила.
В спектакле Кромбгольц немало аллюзий на украинскую политику
«В спектакле речь идет об ответственности не только правителя, но и его окружения». Ричард, конечно, выдающийся мерзавец, но все остальные не намного лучше. Принцы, герцоги, лорды и прочие сэры здесь как пауки в банке, и вся игра состоит в том, кто кого раньше сожрет. Если вы подумали, что это спектакль об украинской политике, не вижу причин вас разубеждать, особенно в преддверии президентских и парламентских выборов. Кстати, персонаж на инвалидной коляске – вылитая сами знаете кто.
Нашим гарантам демократии на нее глубоко насрать
«За демократией надо хорошенько следить». Особенно, если речь идет об украинской демократии, покачивающейся на тонких ножках и периодически норовящей свалиться мордой в грязь. Проблема в том, что нашим гарантам демократии на нее глубоко насрать, их интересует главным образом личная власть. Один такой дорос до злодейских масштабов Ричарда, но потом, как и Ричард, облажался. Тот предлагал полцарства за коня, этот отдал все царство за самолет. Теперь, говорят, живет не то в Ростове, не то в Подмосковье. В последнее время, как и горбун Ричард, имеет проблемы с позвоночником.