В Молодом театре три сцены: Основная, Камерная и Микросцена. Создается впечатление, что самое важное происходит на последней, вмещающей всего полсотни зрителей. Именно там предоставляют площадку режиссерам в той или иной степени склонным к экспериментам.
Лучшая столичная постановка 2017 года
Именно на Микросцене идет спектакль, названный ведущими украинскими критиками, то бишь жюри премии «Киевский счет», лучшей столичной постановкой 2017 года. Это «Саша, вынеси мусор» Тамары Труновой по одноименной пьесе Натальи Ворожбит.
Оксана (Анастасия Евтушенко) и Катя (Виктория Авдеенко) выбирают для Саши подходящую эпитафию
Где: Молодой театр, Микросцена (ул. Прорезная, 17)
Когда: 30 декабря в 19:00
Три персонажа, один из них - призрак. Реальные – Катя и Оксана, мать и дочь, первой 55, второй 30, первая язвительная, предприимчивая, неунывающая, вторая беременная. Призрак – Саша, Катин муж, Оксанин отчим, отставной полковник, он недавно скоропостижно умер. Катя с Оксаной лепят пирожки на девять дней, ограниченный в возможностях Саша сидит рядом и слушает.
Лепят пирожки на девять дней
Катя выкатывает Саше претензии: а на кого ж ты меня покинул, а что ж ты ничего не заработал, а какой же ты эгоист. Саша вяло отбрехивается: действительно, в такой ситуации возразить трудно.
В роли Саши – Валерий Легин
Первое, чем цепляет пьеса Ворожбит и постановка Труновой, – это резкий контраст между двумя планами, мирским и горним. Пустой кухонный разговор о всякой там хозяйственной бытовухе происходит мало того что в свете предстоящих поминок, так еще и в присутствии того, кого собираются поминать. Характерно, что Катя с Оксаной не слишком удивляются явлению Саши. В самом деле, чего это Кате удивляться – раз уж у нее к покойному супругу полным-полно невысказанных претензий, то лучше воспользоваться случаем и предъявить.
Раз уж ты умер, то молчи
Основная тема спектакля вырисовывается в третьей сцене, когда счетчик годов на видеопроекции добирается до 2014-го, и вышеупомянутый контраст доходит до стадии абсурда. Саша, раньше объяснявший Кате, что вернуться с того света невозможно, теперь заявляет, что и ему, и всем его умершим армейским друзьям возвращаться надо обязательно: если нельзя, но шестая волна мобилизации, то можно. Парадокс в том, что Катя, даром что муж давно покойник, категорически против. Это ж какие расходы: берцы, камуфляж, а еще кевларовая каска – извини, Саша, но такое семья не потянет, тем более что Оксана ждет второго и, кажется, опять без мужа. И вообще, раз уж ты умер, то молчи.
Вся семья снова в сборе: двое живых, один призрак
«Саша, вынеси мусор» – один из немногих откликов украинской драматургии на трагические события последних лет, проще говоря, на войну. Именно отклик, а не попытка осмысления, фиксация обывательского женского взгляда, а не конфликт идей, констатация социальной неустроенности и растерянности, а не поиск ответа на вызов эпохи. Отходя от текста, режиссер усугубляет ощущение безысходности: если в пьесе Катя по-настоящему хозяйничает, готовясь к выживанию в тяжелые времена, то в постановке дровяной котел, стеллажи с консервами, запасы овощей и круп – не более чем фикция, свидетельство нарастающего безумия.
Капюшон как знак присутствия-отсутствия
В остальном Трунова, чьи режиссерские кунштюки обычно отличаются неслабой эксцентрикой, следует букве и духу пьесы, однако свои фирменные ходы в нее, конечно же, привносит. Запоминается капюшон как знак присутствия-отсутствия: надевая его, Саша перестает участвовать в разговоре и покидает мир живых. Оговоренным в ремарках видеокартинкам с сюжетами из жизни Саши в спектакле придан забавный иронический оттенок. Есть и прием, подмигивающий театральным условностям: переходя из 2012-го в 2013-й, Оксана демонстративно вынимает из-под кофты подкладку со словами: «Я ведь уже не беременна».
Еще Трунова нашла любопытный сценический аналог для финального драматургического многоточия. Действие по существу закончилось, а счетчик продолжает перебирать годы: 2015, 2016, 2017, 2018… Это тоже своего рода констатация: после рокового 2014-го мы оказались в эпохе безвременья, конца-края которой пока не видать. Не стану утверждать, что такая интерпретация единственная, да и в целом спектакль оставляет ощущение скорее неопределенности, чем ясности. Что поделать, какое время на дворе, таков и месседж. Одно понятно точно: покойник мусор не вынесет, придется самим.