На зимних каникулах театр «Мизантроп» показывает семейную постановку «Голиаф», историю о том, как большая политика убивает маленького, хотя и очень большого человека.
Такого в Украине еще не ставили никогда. Посудите сами:
а) спектакль создан по мотивам комикса;
|
б) его действие происходит в бассейне;
|
в) актеры не произносят ни единого слова;
|
г) режиссер руководил репетициями по скайпу.
|
Где: Национальный Экспоцентр Украины, павильон 10, Teleport 360 (пр. Глушкова, 1)
Когда: 24 февраля в 16:00
Голиаф (Павел Алдошин) и Щитоносец (Татьяна Теслюк) получают распоряжения от Капитана (Дмитрий Оцупок)
Бассейн мелкий, воды по щиколотку. У него сразу несколько функций: во-первых, это красиво и необычно, во-вторых, вода напоминает о зыбкости и переменчивости бытия, о человеческой слабости и беззащитности, в-третьих, на водной поверхности, как на экране, отлично виден проецируемый текст. Напоминаю, это не просто спектакль, а спектакль по комиксу. Дьявольская разница.
Диалоги при помощи спич-бабблов
Петербургский режиссер «Мизантропа» Илья Мощицкий бережно отнесся к первоисточнику, перенеся дух и букву графического романа Тома Голда в театральное пространство и время. Как и в комиксе, персонажи ведут диалоги при помощи спич-бабблов, текстовых пузырьков. Как и в комиксе, во время появления на воде очередного баббла, герои неподвижны. Как и в комиксе, картинка предельно минималистична, в распоряжении актеров всего несколько предметов: сидение-этажерка из двух секций, камни-голыши, щит, копье.
Голиаф объясняет Щитоносцу боевую задачу
Библейский Голиаф из Гефа – доблестный филистимлянский воин, могучий великан почти трехметрового роста, уверенный в своей победе над кем бы то ни было из иудеев, в том числе над этим жалким щенком Давидом, выступившим против него с «палками и камнями». Голиаф Голда – просто человек огромного роста и никакой не боец, а всего лишь скромный писарь. Ему велели надеть доспехи и вызвать на бой врага – он надел и пошел вызывать. Приказы надо выполнять, не так ли?
В таком грозном виде герой пробудет на сцене не больше минуты
Главная черта Голиафа в исполнении Павла Алдошина – безучастность. По отношению к происходящему он не проявляет никаких эмоций. Равнодушно смотрит на мельтешение парнишки-щитоносца (Татьяна Теслюк), спокойно воспринимает распоряжения Капитана (Дмитрий Оцупок). Можно увидеть в такой реакции выдержку и достоинство. Но с не меньшими основаниями – покорность и обреченность. Свою миссию Голиаф выполняет помимо своей воли – агнец на закланье да и только.
Поедает апельсин жадно и неопрятно, расшвыривая корки
Мощицкий – режиссер тонкий, с отменным чувством юмора. В его «Голиафе» немало остроумных нюансов, насыщающих постановку, придающих ей объем и обаяние. К примеру, в одном из диалогов персонажи перебрасываются репликами, одновременно бросая друг другу камушки. Капитан не просто поедает апельсин, но делает это жадно и неопрятно, расшвыривая корки вокруг себя. Когда Голиафа вызывают к начальнику, он отвечает, что сейчас пойдет, только приберется – и смахивает воображаемую пыль с верхней плоскости этажерки. Действительно, больше здесь убирать нечего.
В Библии – победа над врагом. У «Мизантропа» – человеческая трагедия
О Петербурге и скайпе я упомянул не случайно. Вместе с военным положением в ряде областей Украина ввела жесткие ограничения на въезд мужчин-россиян в возрасте от 16 до 60 лет. Поскольку бюрократия – дура и не отличает режиссеров от диверсантов, Мощицкий, как уже было сказано, руководил постановкой по скайпу. Тоже интересный опыт, но лучше не повторять. К счастью, соратник и сооснователь «Мизантропа» композитор Дмитрий Саратский, киевлянин и гражданин Украины, был на месте. Непременный реверанс в его сторону: представить себе постановку «Мизантропа» без его музыки решительно невозможно.
Бюрократия – дура и не отличает режиссеров от диверсантов
Библейский миф о Давиде и Голиафе – это притча о том, что храбростью и смекалкой, заручившись божьей помощью, можно взять верх над грубой силой. В комиксе Голда и постановке Мощицкого смысл принципиально иной. В них речь идет о том, что война уничтожает личность, особенно – по каким-то причинам – выдающуюся. О том, что Большая История безжалостна по отношению к маленькому человеку, даже если в нем три метра росту. Особенно если в нем три метра: такие погибают первыми.