О новом фильме фон Триера пишут разное, от: «Говно!» до: «Шедевр!» Во вражеской России случилось чудо: «Большая книга» досталась Марии Степановой. В родной Украине чуда не случилось: «Книгу года Би-би-си» наконец-то присудили Юрию Андруховичу. Быков и Гребенщиков в Киев не приехали, а Макаревич рискнул, и у него получилось. Европейская киноакадемия наградила «Холодную войну» Павликовски, а «Донбасс» Лозницы не взяли на «Оскар».
Лелеем наивные мечты
Декабрь, само собой, месяц не просто особый, а очень особый. В декабре начинается зима со снегопадами – то-то радость для детишек и раздолье для коммунальных служб. В декабре приходит Рождество – пока что только западное, но, судя по тенденциям, скоро оно будет и наше. В декабре, в его последнюю секунду заканчивается старый год, мы говорим ему: «Давай, до свидания!» и лелеем наивные мечты о том, что новый почему-то окажется лучше.
Ларс фон Триер "Дом, который построил Джек"
В начале декабря на экраны вышел «Дом, который построил Джек», фильм одного из главных кинохулиганов современности Ларса фон Триера. Ленту о маньяке-убийце, который хранил трупы своих жертв в морозильнике, а потом построил из них домик, критики и люди восприняли очень по-разному, хотя восторгов все-таки оказалось больше, чем отвращений. Характерно, что для многих самым ужасным эпизодом картины стал не удар домкратом по голове Умы Турман и не намалеванная улыбка на лице убитого ребенка, а сцена, в которой маленький Джек отчекрыживает лапку утенку.
Мария Степанова «Памяти памяти»
В России, напоминаю для упоротых патриотов, есть не только 86-процентные зомби, поддерживающие Путина, но и прекрасные писатели, поддерживающие Украину. Один из таких писателей, Мария Степанова, как это ни удивительно, стала лауреатом «Большой книги», самой престижной и денежной литературной премии страны-агрессора. Удивительно это, потому что книга «Памяти памяти», которая принесла победу Степановой, – сочинение довольно сложное и нетрадиционное. Категорически рекомендую его всем, кто знает толк в культурологической эссеистике.
Юрий Андрухович «Коханці юстиції»
«Семейный клан» купил жюри
Тем временем у нас, как я и предполагал в предыдущей ябловской колонке, «Книгу года Би-би-си» в основной номинации впервые в истории премии присудили Патриарху всея сучукрлита (не пора ли переименовать его в митрополита?) Юрию Андруховичу – за «паранормальный роман» «Коханці юстиції». Поскольку в номинации «Эссеистика» награда досталась зятю Андруховича Андрею Бондарю, злые языки тут же заявили, что «семейный клан» купил жюри. Чего тут больше, зависти или конспирологического идиотизма, лично я сказать не берусь.
Андрей Макаревич
После ввода полувоенного положения Украина резко ограничила въезд мужчин-россиян в возрасте от 16 до 60 лет. Поскольку запрет коснулся российских писателей, актеров и музыкантов, Дмитрий Быков отменил свои киевские лекции, а Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» – украинские гастроли, после чего обороноспособность страны значительно укрепилась. А вот упрямый Андрей Макаревич ничего отменять не стал, и его команду в Украину почему-то благополучно пропустили. Конечно, Макаревич мог, как в том анекдоте, выступить без ансам-бля, но с ансам-блем все-таки лучше.
Лучшая комедия – фарсовая «Смерть Сталина»
Европейская киноакадемия в качестве лучшего фильма года назвала «Холодную войну» Павла Павликовски, ему же достался приз за лучшую режиссуру. Интересно, что лучшей комедией стала лента о той же эпохе тоталитаризма – это фарсовая «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи. Две новости пришло от оскаровского комитета, одна плохая, другая хорошая, вам сначала какую? Начнем с плохой: «Донбасс» Сергея Лозницы в короткий список лучших фильмов на иностранном языке не попал. Теперь хорошая: в шорт-лист документалок вошла картина маститого датчанина Симона Леренга Вильмонта, посвященная событиям в том же Донбассе. Если вас это утешит, пожалуйста, утешьтесь.
Симон Леренг Вильмонт "Отдаленный лай собак"
Ну а самая хорошая новость, конечно же, состоит в том, что хреноватенький 2018-й уходит в прошлое, а на смену ему приходит полный надежд и упований 2019-й. Восславим свинью, приходящую на место собаки. С Новым годом, дорогие друзья. С новым счастьем.