Одна из последних премьер Театра на Подоле – неувядающая украинская классика, священная корова, точнее, священный вол школьной программы. Роман Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні» в Черном Кубе на Андреевском спуске приблизили к современности: дополнили постановку зонгами в исполнении доморощенной рок-джаз группы и привязали украинское село конца XIX века к украинской тюрьме начала XXI.
Чипка (Валентин Бойко) и Писарь (Станислав Мельник)
Где: Театр на Подоле (Андреевский спуск, 20б)
Когда: 4 апреля в 18:00
Роман Панаса Мирного в Театре на Подоле подвергся двойной обработке. Сначала пьесу по его мотивам написал Виталий Жежера, один из ведущих театральных критиков страны, выступивший в амплуа не только драматурга, но и актера – в спектакле он исполняет роль деда Уласа. Потом пьесу Жежеры перенес на сцену художественный руководитель театра Виталий Малахов. В результате сюжетная основа осталась неизменной, а вот антураж поменялся весьма существенно.
Пьесу написал Виталий Жежера, в спектакле он тоже играет
Во-первых, действие как бы происходит в тюрьме. То есть эпизоды из романа как бы разыгрывают на сцене клуба пенитенциарного заведения, причем не только заключенные, но и охранники. Получается как бы двойная игра, театр в театре: актер Валентин Бойко играет молодого преступника, который играет Нечипора Варениченко, то бишь Чипку. Тут ключевые слова – уже трижды повторенное «как бы»: ситуация слишком умозрительная, степень условности чересчур высокая.
Галя (Катерина Шенфельд) – фолк и рок в одном флаконе
Во-вторых, действие сопровождается песнями, которые исполняет, как сказано в афише, джаз-рок бенд Театра на Подоле; он скорее рок, чем джаз, а то и вовсе вокально-инструментальный ансамбль. Песни ВИА Театра на Подоле не имеют прямого отношения к действию, основная их функция – сделать постановку более современной и молодежной, наладить хоть какой-то шаткий мостик между коллизиями полуторавековой давности и нынешней, гораздо более благополучной, но куда более тревожной эпохой.
Сделать постановку современной и молодежной
Что тут еще интересного и запоминающегося? Ну, например, лестница, по которой периодически перемещаются персонажи. По-видимому, она призвана одновременно разделять и соединять мир заключенных с миром охранников, хотя действие к такому выводу не очень-то располагает. По простоте душевной можно предположить, что лестницу установили, потому что современная сцена Черного Куба дает возможность ее установить. А еще потому, что пространство с лестницей смотрится интересней, чем пространство без лестницы, тут не поспоришь.
Персонажи как бы пьют водку. Не по-настоящему же ее пить
Самый трогательный момент спектакля случился до его начала. Одна из актрис, находясь еще за пределами видимости, безуспешно дергая ручку ведущей на сцену двери и забыв о том, что микрофоны уже включены, вполне отчетливо на чистом русском языке произнесла: «Не открывается». Тут можно наворотить сколько угодно разнообразных комментариев, но, по-моему, лучше без них.
Теперь небольшой, но полезный оффтоп. Пару лет назад вышел блестящий роман Маргарет Этвуд «Ведьмино отродье». Его герой, задумав хитрую месть своим врагам, силами заключенных ставит в исправительной колонии шекспировскую «Бурю». Тема романа плотно вплетается в тему пьесы, зэки презабавно рефлексируют по поводу ее перипетий, у каждого героя романа есть шекспировский двойник.
Критик, автор пьесы и актер в одном лице. В роли Деда Уласа – Виталий Жежера
Самое известное воплощение подобного приема для постсоветского зрителя – фильм «Комедия строгого режима» (1992), вдохновленный эпизодом из довлатовской «Зоны». Кстати, похожий принцип использован в пьесе Петера Вайса «Марат – Сад» (1963), только там спектакль играют не заключенные, а пациенты психиатрической лечебницы. То есть идея далеко не нова.
Дискурсы не стыкуются, параллели не проводятся
Так вот, прием Этвуд работает на сто процентов, а вот аналогичный прием Малахова остается сугубо формальным. Дискурсы не стыкуются, связи не устанавливаются, параллели не проводятся. «Народний месник» Чипка продолжает пребывать во второй половине позапрошлого века, и электрогитарам с ударной установкой приблизить его к веку нынешнему никак не удается.
Как пел в юные годы Борис Борисыч Гребенщиков, «наверно, нужно что-то еще».
Фото: Ira Marconi