Вижу день, когда премьеры Ивана Урывского состоятся в каждом большом городе Украины. В данном случае спектакль молодого режиссера («Перехресні стежки» Ивана Франка) смогут оценить львовяне.
Где: Львовский молодежный театр имени Леся Курбаса (Львов, ул. Леся Курбаса, 3)
Когда: 16 января в 19:00
На спектакли Урывского ходишь несколько раз
Сценический язык Урывского — сложная система образов, которая с каждым новым спектаклем усложняется. При этом минимальная сценография — среда, в которой режиссеру максимально комфортно работать, где расширяется метафорический инструментарий. Ощущается, что большая часть информации проходит мимо, и лишь ловишь мелкие крупицы грубыми руками. Из-за чего на спектакли Урывского ходишь несколько раз, чтобы с каждым просмотром собрать полноценную мозаику.
С первых минут идет массовый наплыв образов. Спектакль начинается с появления юродивого с корытом на спине, словно со скорлупой от внешнего мира. В то же время приход «антихриста» Евгения Рафаловича разрушает устоявшийся порядок вещей, когда Евгений поднимается по хлипким кирпичам, желая просветить народ от мракобесия. В тот же момент Регина стелет для мужа ковер длинной в жизнь, на котором гуляющий по сторонам Стальский разрывает руками грейпфрут, уничтожая последние остатки человеческого в супруге…
Избавляет тему украинского фольклора от шараварщины
Тонко, иносказательно и намеками Урывский плетет спектакль. Те, кто смотрели предыдущие работы Ивана, заметят знакомые образы и методы, которые переосмысливаются и вводятся в новом контексте. Образ юродивого перекочевывает из «Теней забытых предков» Одесского украинского театра, а образ прихода Рафаловича — из «Украденного счастья» театра Золотых ворот. Других параллелей внимательный зритель найдет предостаточно, так как мир Ивана Урывского переосмысливает украинский фольклор, избавляя его от шараварщины и добавляя свежее дыхание украинской мистики.
Четыре актера львовского театра стали частью вселенной Урывского. Олег Стефан в роли Стальского, словно Мефистофель, мастерски завораживает других персонажей, навязывая им свою волю. Рафалович в исполнении Андрея Петрука — тот, кто бросает вызов устоявшейся системе и борется с агрессором, когда Оксана Козакевич (Регина) играет клиническую жертву в треугольнике Карпмана. Ярослав Федорчук в роли юродивого — трикстер, чья задача не дать персонажам выйти за пределы обозначенной режиссером системы.
Зритель сам решит, что пора аплодировать
Театр маленький, скромный и, находясь в центре Львова, обладает собственной магией. Техническая скромность позволяет играть красками не от цветофильтра и дыма, а от режиссерской задумки и актерской работы. В конечном итоге, спектакль заканчивается тогда, когда зритель сам решит, что пора аплодировать.
Спектакль оцениваю на 9 из 10. Надо ехать и смотреть. Часто беру на спектакли друзей далеких от театра и наблюдаю за реакцией, как меняется их представление о последнем. На премьеры Ивана Урывского веду уверенно, ведь те расширяют представление, каким может быть современный театр.
Фото: Ольга Дмитрів