На Новой сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки идет премьерный спектакль «Сердце боксера». Постановку Дмитрия Морозова по пьесе Лутца Хюбнера можно считать свидетельством того, что театр, слывущий самым консервативным из всех академических театров столицы, хранит верность своим давнишним традициям. А можно не делать скоропалительных выводов и проверить этот тезис на других его спектаклях.
Когда: 22 января, 20:00
Где: Театр им. Леси Украинки (Б. Хмельницкого, 5)
Йойо (Александр Соколенко) – единственный человек в зале, которому можно курить
16-летнего парня по кличке Йойо за угон мопеда приговаривают к общественным работам – побелке стен в приюте для престарелых. Там Йойо знакомится с больным стариком, некогда знаменитым боксером по прозвищу Красный Лев. Сначала Йойо относится ко Льву так, как обычный подросток трудного возраста относится к обычному скучному деду. Узнав о прошлом Льва, Йойо понимает, что тот вовсе не такой уж скучный, проникается к нему сперва уважением, а потом и большой симпатией. Старик помогает юноше завоевать расположение девушки, обучает его боксерским приемам и дает полезные житейские советы. В свою очередь благодарный юноша организует старику, мечтающему о поездке в Южную Францию, побег из ненавистного приюта.
Дабы выглядеть 70-летним, Пономаренко сгибается в три погибели
Это о пьесе Хюбнера. Теперь надо бы о спектакле Морозова, но тут возникают некоторые трудности. Потому что, по большому счету, говорить не о чем.
Ладно, можно поговорить об актерах, благо их всего двое. Йойо в исполнении Александра Соколенко – парень нервный, сильно неуравновешенный, по повадкам нагловатый, в речах грубоватый, а на самом деле добрый и отзывчивый, просто свою доброту и отзывчивость он, как свойственно трудным подросткам, тщательно скрывает. (Кстати, мопед Йойо не крал – он взял на себя вину другого.) Йойо много бегает по сцене и курит настоящую сигарету, пуская настоящий дым. Это придает действию некое подобие достоверности.
Старый русский боксер учит малолетнего немецкого хулигана играть «Калинку-малинку»
Илья Пономаренко (Лев), как и Соколенко, актер молодой, но играть ему приходится старика, а значит надо изображать что-то старческое. Дабы выглядеть 70-летним, Пономаренко сгибается в три погибели, дергается во время ходьбы и трясет руками, словно его Лев одновременно страдает ДЦП и паркинсонизмом (на самом деле нет). Что характерно, иногда дергается и трясет, а иногда не дергается и не трясет. Ну и правильно: если ты уже дал понять зрителям, что перед ними старый больной человек, то дальше можно расслабиться.
Лев (Илья Пономаренко) читает юноше лекцию о пользе смеси чая с водкой
Красный Лев по происхождению – русский эмигрант, потому-то он, собственно, и красный. Национальную принадлежность героя подчеркивают два фактора: московское произношение актера, столь редкое ныне на киевских подмостках, и мелодия «Калинки», которую Лев кое-как наигрывает на мини-гармошке. Однажды под «Калинку» Лев и Йойо пускаются в синхронный пляс, и это единственный эпизод в спектакле, вызывающий сочувствие. Все остальные сцены, призванные вызывать сочувствие, вызывают эмоции совсем иного рода.
сопереживание сменяется раздражением
Пьеса Хюбнера обращена прежде всего к молодежной аудитории, и все же не настолько юной, как это получается в интерпретации Морозова. Раз за разом возникает ощущение, что смотришь не спектакль о старике и парне, а мультфильм о том, как подружились лев и собачка. Впрочем, это критики брюзжат, а публике нравится. «"Сердце боксера" оставляет глубокий след в сердце зрителя!» «Дякую акторам за проникливу гру!» «Спасибо, что здесь есть надежда и исполненная мечта!» Ох ты ж благодарная киевская публика, как же тебя не любить!
Никто не усомнится в том, что женский парик делает бородатого Льва неузнаваемым
Не устаю удивляться тому, какое огромное значение имеют в театре мельчайшие нюансы. Едва заметный сдвиг интонации – и живая искренность превращается в унылую дидактичность, на месте подлинности возникает фальшь, а сопереживание сменяется раздражением. Ладно, не будем обобщать и торопиться с выводами. Чтобы составить представление о нынешнем состоянии Театра русской драмы, нужно посмотреть еще хотя бы пару спектаклей. Так что продолжение следует.
Фото предоставлены Театром русской драмы