По словам директора Дикого театра Ярославы Кравченко, с первой премьеры «Жінко, сядь» у спектакля набралось 2000 зрителей и прошло 19 показов в пяти городах Украины: Харькове, Мариуполе, Львове, Одессе и Херсоне. Звучит как маркетинговый успех, но не более. В очередной раз Максим Голенко поставил остросоциальный спектакль, где «острого» шоу больше, чем «социального» содержания.
Где: Киевская малая опера (ул. Дегтяревская, 5)
Когда: 28 января в 20:00; 23 февраля в 20:00
Первоначально над спектаклем работала Юлия Мороз, чья премьера планировалась в сентябре прошлого года и называлась «Юля, сядь». Но как-то что-то у Юлии не заладилось, и за «недострой» взялся художественный руководитель Дикого театра Максим Голенко, где поменял название на политически-нейтральное, выпустив спектакль за два месяца.
Фото: Oleksii Tovpyha
Тематика спектакля — домашнее насилие. Важная и актуальная проблема, о которой нужно говорить, поднимая уровень дискуссии в обществе. Больше миллиона женщин в Украине ежегодно подвергаются домашнему насилию, и только 10% из них обращаются за помощью. Виктимблейминг (или «обвинение жертвы») — причина, по которой женщины боятся рассказать, что подвержены домашнему насилию. Другая причина — толерантность к агрессивному поведению, когда насилие оправдывают традицией, мол, «бьет — значит любит».
Анна Александрович, мать героя, — проводница
В основу спектакля авторы взяли историю Натальи Блок о женатой паре, которые продолжают вместе жить только потому, что так принято. По заверению Натальи пьеса основана на реальных событиях, но при широкой проблематике спектакль лишь спекулирует на острую тему. Вместо социальной пощечины и резонанса зрителю предлагают насладиться вульгарной экспрессией и пошлыми шутками. Жесткач, который якобы вытягивает спектакль, сгодится только для впечатлительных зрителей детского сада без серьезного восприятия.
Фото: Oleksii Tovpyha
Не смотря на конъюнктурную режиссуру, актёры порадовали. Андрей Клименков играет тихого психопата, который с каждым одетым на живот мешком превращается в домашнего деспота. Анна Александрович, мать героя, — проводница «концепции бабьей доли», у самой которой из семьи ушёл муж. Невестка Наталья Кобизька, пытавшаяся бунтовать, всё же повторяет за свекровью слова, что любовь сильнее и нужно просто терпеть. Ну, а дети?.. Детям дайте телефоны и пусть не мешают.
Спектакль без технических проблем — не спектакль. Сильнейшая сцена с мясорубкой испытала технический фейл, когда под нравоучения свекрови из Барнаула у главной героини не перемололась рука в пельмеши. Не полилась кровь и в финале, хотя по инсайдам должна бы. Подобная небрежность редко простительна на первых премьерных показах, что уж говорить о показе двадцатом.
Сильнейшая сцена с мясорубкой
Площадка малой оперы — не лучшее место для спектаклей. Бетонный столб загораживает центральную треть сцены, чем ограничивает обзор. Сама же сцена заделана под длинный свадебный стол, где зрители рассаживаются по сторонам, как гости на свадьбе. Постановщик использовал элементы соучастия зрителя в спектакле, но попытки эти наивны и чересчур аккуратны. Автор пожалел главных виновников толерантности домашнего насилия — пассивных зрителей, не став мучить коммерческий успех.
Фото: Oleksii Tovpyha
Спектакль оцениваю на 6 из 10. Грустная тенденция, что после «Кицюни» премьеры Дикого театра устойчиво скатываются вниз. И остается лишь одна надежда, что руководители смотрят не только в кассу, но и на сцену.