Шок! Сенсация! Срочно в номер! Известного театрального режиссера Станислава Жиркова покусали известный театральный режиссер Корнелия Кромбгольц и известный театральный продюсер Ярослава Кравченко! Результатом варварской акции стал наглый, отвязный, хулиганский и просто охуительный какой-то спектакль «Отелло/Украина»! Спешите видеть, будет ржака!
Когда: 25, 27, 28 января, 19:00
Где: театр «Золотые ворота» (ул. Шелковичная, 7а)
В «Отелло» заглянули три толстяка (Дмитрий Олийнык, Антон Соловей, Андрей Полищук)
Тихо-тихо, сейчас я все объясню. Корнелия Кромбгольц – немецкий режиссер, недавно поставившая в «Золотых воротах» спектакль «Ричард III», Шекспира там весело миксовали с современными политическими реалиями, а все роли исполняли девушки, которым дали большую свободу для импровизации. Ответ Жиркова отчасти симметричен: все роли у него исполняют парни, украинских реалий выше крыши, а от Шекспира остались мелкие кусочки, перемежающиеся фрагментами из «Трех толстяков» Олеши. А еще текстами, написанными Павлом Арье, Мариной Смилянец и занятыми в постановке актерами – в «Отелло/Украина» они чувствуют себя свободными как никогда.
Когда актеры стали раздеваться, многие пожалели, что в спектакле заняты одни мужчины
Режиссера Станислава Жиркова покусали
Ярослава Кравченко – это директор независимого Дикого театра, самого независимого и дикого театра страны. Большинство спектаклей Дикого остроактуальные, сатирические, сделаны на грани китча, а иногда и за его гранью. «Отелло/Украина» по своей тематике и эстетике к ним очень близок. В нем масса отсылок к гудящему в медиа и социальных сетях информационному шуму: тут и про грядущие выборы, и про (анти)народных депутатов, и про Ульяну Супрун, и еще про черт знает что, всего не перечислить. Добрую половину шуток жирковского спектакля иностранец не поймет. Причем речь не только о фактаже, но и о дискурсе в целом. Никакой немец не вкурит, почему от пафосной песни народного артиста Украины Степана Гиги «Яворина» зал начинает люто гоготать.
Орест Пастух и Владислав Писаренко бесподобны в монологах беременных женщин
Еще четверть хохмочек не поймет человек из доцукерберговской эпохи. Несколько эпизодов «Отелло» отсылают к фейсбучным срачам, бессмысленным и беспощадным, топящим в пенных волнах взаимной ненависти последние крохи здравого смысла. Тут актеры говорят, точнее, орут хором, высказывание теряет какую-либо ценность, личность напрочь нивелируется. Впрочем, Жирков не был бы Жирковым, если бы не пошел еще дальше. Когда комические групповые сцены сменяются драматическими индивидуальными историями, оказывается, что даже автор самой сокровенной на свете исповеди рассчитывает на лайки и комменты. Кто скажет, что никогда так не делал, пусть первый бросит в Жиркова камень. Кстати, полное название постановки – «Отелло/Украина/Facebook», просто последнее слово в афишу почему-то не влезло.
В спектакле есть не только смешное, но и серьезное. Исповедальный монолог в исполнении Дмитрия Олейника
Это очень смешной спектакль. Что уж там – это самый смешной спектакль, который я видел за последние как минимум несколько лет. Если какой-нибудь высокомерный тип скажет, что «Отелло» точь-в-точь КВН, «Квартал 95» и «Дизель-шоу», я буду вынужден откусить ему голову. В отличие от комик-шоу здесь огромное количество сугубо театральных, небанальных и тонких актерских штучек, которых на эстраде почти не бывает. Более того, я не могу вспомнить ни одной самодостаточной шутки, удобной для цитирования, юмор в «Отелло» начинается с движения бровей, внезапных пауз, игры с тембром голоса. Пересказать, что творят на сцене золотоворотские пацаны, совершенно невозможно, идите и смотрите сами.
Просто охуительный какой-то спектакль
«Отелло/Украина» – почти тотальный стеб, и все-таки нет. Во второй половине спектакля Жирков время от времени выпускает вместо Талии Мельпомену, и та не всегда смотрится органично. Если личные истории убедительны и эмпатичны, то тема Голодомора как абсолютной точки отсчета в мире повального релятивизма вызывает сомнения – на ней у нас спекулируют не меньше, чем на соловьиных яворинах, петлюровских бандерах и цене газа в четыре раза. Вообще в спектакле, изображающем сплошные фейки и симулякры, не так-то просто вырулить к каким-то подлинным ценностям; и хочется, и колется, и постмодернизм не велит. Ну да ладно, покажите мне постановку Жиркова, которая не была бы спорной и неоднозначной; он в этой спорности и неоднозначности, как сыр в масле и зефир в шоколаде.
Сцена, посвященная теме голода
Главный недостаток «Отелло/Украина» – это зал, не вмещающий и сотни зрителей. Такой спектакль может запросто собирать аншлаги в помещении вдесятеро большего размера. Может, Жирков, новоизбранный директор и худрук Театра на левом берегу, перенесет свою постановку туда?
Сейчас такое представить невозможно, но я бы не зарекался.
Фото: Алексей Товпыга