Ставить Пелевина на русском языке в центре Киева – дело рискованное. Всегда есть вероятность негодования со стороны общественности, но в данном случае риски себя целиком и полностью оправдывают на полных 96 процентов.
Где: Украинский малый драматический театр
Когда: 9 и 24 февраля, 19:00
Изначально, идти в Украинский малый драматический театр было мне весьма страшновато. Я о нем никогда толком не слышал. Сайта у театра своего нет. Разговоры об их спектаклях особо не подхватишь на театральных тусовках и мероприятиях. В общем, идти на спектакль «Блуд» было равносильно прыжку с парашютом, не проверив перед самим прыжком содержимое своего рюкзака: не знаешь наверняка, парашют ли внутри, либо же огромное количество помятых тряпок. Успокаивало лишь наличие Богомазовских актеров на главных ролях.
В играющей А Хули Веронике Литкевич и впрямь есть что-то лисье.
Большое число всевозможных культурных отсылок
Признаться, первые минут пять спектакля усугубили ситуацию. Актриса Вероника Литкевич вышла в очень странной мантии и начала в микрофон аматорским голосом произносить не менее странный текст. Все напоминало какую-то любительскую постановку, и я невольно начал жалеть, что не поехал смотреть третий раз «Пой, Лола, пой» – хороший и проверенный вариант. И только когда на сцене появился Александр Соколов, я понял, что все это своеобразный стеб над зрителем. Дальше перед нами распахнулся так называемый занавес, Литкевич уже начала совершенно иначе играть свою роль лисы А хули и я тогда выдохнул, поняв, что в рюкзаке у меня все-таки парашют, а не тряпки. Оставалось лишь выяснить, нормально ли я с ним долечу или все же сломаю ногу при приземлении.
Александр Соколов на протяжении спектакля многократно перевоплощается.
Проводником истории становится околобожественная лиса, которой более двух тысяч лет. Она подпитывается сексуальной энергией мужчин, поэтому работает проституткой. Благо, ей не надо ни с кем спать. Достаточно показать клиенту свой гипнотический хвост и тот сам себе все нафантазирует. Лисе лишь остается наблюдать за тем, как этот клиент совокупляется со своими иллюзиями. Однажды в жизни А хули все меняется, когда она встречает Александра – влюбленного в нее ФСБшника. Он не хочет с ней телесных утех, ему нужна ее душа. Александр оказывается оборотнем.
Бриллиантом постановки становится Александр Соколов, исполнивший за три часа спектакля всех присутствующих в нем мужских персонажей. Актеру дали возможность разгуляться на полную, поэтому называя его бриллиантом, я его сравниваю с многогранным камнем, что сверкает с каждого своего угла. Порадовала игрой и Вероника Литкевич, показав нам далеко не самого однозначного персонажа. Единственная проблема актрисы была в местами просидевшем темпоритме, но, опять же таки, это вещь сугубо субъективная. Так же приятным бонусом стал пластичный Инкогнито. Про него писать не буду, лучше самим увидеть.
Смеяться два часа без перерыва
Спектакль ко всему прочему обладает чудесным этюдным юмором. На весь первый акт было разбросано огромное количество смешных деталей в исполнении актеров. Эти детали, может, и заметит не каждый, но если все же обладаете внимательностью, то и смеяться будете два часа без перерыва, как делал это я.
Рыжая лиса в зеленом и серый волк в черном. Бывает и так.
Если же откинуть фантики с мишурой и посмотреть на начинку, то здесь все еще гораздо вкусней. Пока шел «Блуд», мне казалось, что в мою голову пытаются поместить устройство вселенной и человека через историю лисы-проститутки. Пусть эта фраза воспримется как комплимент, но мне было трудно понять главную мысль постановки. Я ловил для себя такое количество тем для раздумий, что потом еще пару дней собирал их в своей голове по полочкам. Тут тебе и про черные дыры расскажут и про опасность любви, что пленит и все из тебя высасывает. В результате ты понимаешь: все это об одном и том же.
Особо просвещенных порадует большое число всевозможных культурных отсылок разных эпох и поколений, вплоть до восьмибитной заглавной музыки спектакля. При этом происходящее закидывает нас в постсоветское пространство девяностых годов.
Инкогнито (Станислав Весельский) на сцене иногда что-то делает, а иногда просто
сидит и смотрит спектакль.
Ложкой дегтя становится только затянутость и грязь в некоторых моментах. Для полного идеала спектакль необходимо почистить и немножечко ужать, дабы зритель его легче воспринимал.
Я настоятельно рекомендую сходить и посмотреть «Блуд», если есть желание открыть для себя что-то новое на просторах киевских театров.
Фото Миланы Шидловской