Да, тема актуальная и выигрышная. Да, «Загадочное ночное убийство собаки» – спектакль слезоточивый, и зал непременно будет сочувствовать подростку-аутисту, чей привычный мир рушится из-за лжи самого близкого человека. Да, режиссер Кирилл Кашликов во многом ориентировался на западную постановку – пьесу Театру им. Леси Украинки предоставил концерн Warner Bros. Entertainment. Ну да бог с ними, с оговорками. Истинно говорю вам: в репертуаре Русской драмы есть настоящий must see.
Когда: 4 апреля, 19:00
Где: Театр Русской драмы им. Леси Украинки (ул. Б. Хмельницкого, 5)
Миссис Александер (Надежда Кондратовская) рассказывает Кристоферу (Евгений Щербань) то, о чем, по мнению отца, ему лучше было не знать
Основой для пьесы британского драматурга Саймона Стивенса послужил одноименный роман его соотечественника Марка Хэддона, международный бестселлер 2003 года. Десять лет спустя постановка «Загадочного ночного убийства собаки» прогремела в Королевском национальном театре Лондона, собрала рекордную кассу в Театре Этель Бэрримор на Бродвее и завоевала 11 наград ведущих театральных премий США «Драма Деск» и «Тони». В репертуаре Театра им. Леси Украинки она появилась в апреле 2018 года.
Зал непременно будет сочувствовать подростку-аутисту
Герой спектакля – 15-летний Кристофер, страдающий расстройством аутического характера, более всего похожим на синдром Аспергера. Кристофер любит собак, красный цвет, математику и космос, не выносит, когда к нему прикасаются, всегда говорит правду, воспринимает только прямые смыслы слов, а от сильного волнения начинает пронзительно выть и бросаться на людей. Однажды ночью Кристофер обнаруживает пронзенного садовыми вилами соседского пса Веллингтона, решает расследовать его убийство собственными силами и в результате узнает о своих родителях то, что ему знать не предназначалось.
Эд, отец Кристофера (Александр Кобзарь), пытается беречь сына как может, но может не все и не всегда
Очевидно, что целый ряд приемов Кашликов позаимствовал из британско-американской постановки. Спектакль играют на почти что пустой сцене, из реквизита здесь лишь стулья, исполняющие не только функции сидений – к примеру, в одной из сцен массовка сооружает из них пилотируемый Кристофером космический корабль. Действие максимально динамично: эпизоды сами по себе относительно короткие, да еще и умело, без швов склеенные между собой. Важную роль играет видеопроекция – на экране возникают то комментирующие события на сцене детские рисунки, то тексты найденных Кристофером материнских писем, то поэтапное решение математической задачи.
Щербань не фальшивит ни разу
С письмами связан один из самых выразительных моментов спектакля. Когда Кристофер понимает, что отец ему врал и что его мать на самом деле жива, медленно ползущие вверх по экрану слова начинают распадаться на буквы, те замирают и обрушиваются вниз, а вслед за ними с потолка на пол, на лежащего ничком парня, снежной лавиной летят листы бумаги. Сам по себе эффектный, этот прием хорош еще и тем, что он сугубо театральный. Да, Кашликов взял его у британцев – ну и правильно сделал, что взял, иначе как бы мы его увидели?
Бумажная лавина – один из самых ярких эпизодов спектакля
Общий рисунок роли Кристофера Евгений Щербань тоже мог подсмотреть у британца Люка Тредэвэя или американца Алекса Шарпа. Однако всевозможные жестовые, мимические и речевые частности – все-таки его собственные. Роль очень непростая: в течение двух часов Кристофер практически не уходит со сцены, любая мелкая фальшь в изображении такой специфической натуры может стать фатальной, но Щербань не фальшивит ни разу. Зато детали дает отменные: казалось бы, болтать ступнями, сидя на полу, дело нехитрое, но о ментальной инфантильности и неуравновешенности Кристофера этот простой жест свидетельствует так точно, что лучше не придумать.
Джуди, мать Кристофера (Наталья Доля), страшно виновата перед сыном, но эта сцена не про вину, а про счастье
Уж не знаю, вслед за британцами-американцами или сам по себе, но Кашликов прошел по лезвию бритвы. «Загадочное ночное убийство собаки» в его версии – спектакль зрительский, но не попсовый, трогательный, но не приторный, внятный, но не банальный. А еще эта постановка, как и роман Хэддона, очень человечная. Кстати, и писатель, и драматург настаивали на том, что «Убийство» неверно воспринимать как историю о психически больном тинейджере. Скорее это история о патологически честном и ранимом подростке, живущем в каждом из нас.