В какой-то момент, мы все даже не осознали в какой, мировое кино пришло в точку, где даже самая простая комедия или мелодрама не снимается без спецэффектов. А ведь когда-то Кинг-Конг был плюшевым. Откуда мы ведем отсчет старта постпродакшна в кино, как это происходит в Украине, как создавались эффекты для самого напичканного графикой украинского фильма - в интервью с постпродакшен-супервайзером Gvardiya Production House Артемом Плужаровым.
Артем Плужаров
Если вернуться к истокам, то какой эффект на кинопленке стал родоначальником вашей профессии?
Некий господин Мари-Жорж-Жан Мельес - фокусник из Парижа - решил, что кино - это прекрасная технология, в которой можно себя попробовать. Он и стал родоначальником спецэффектов в фильмах еще во времена, когда по улицам катались на экипажах, запряженных лошадьми. Он снял с себя голову и положил ее на стол в кадре. Это и был один из первых постпродакшенов.
Снял с себя голову и положил ее на стол в кадре
Как он это сделал?
Просто снимал на одну и ту же пленку один раз, а потом второй раз, но уже закрывал часть кадра.
Тяжело, наверное, киношникам было без компьютеров?
Выкручивались как-то. Наверняка вам знаком фильм «Унесенные ветром». Там все закаты и рассветы были нарисованы художниками на стекле и поставлены перед камерой. Сейчас такое, конечно, делается с помощью компьютерных технологий.
По сути пост-продакшен - не такой уж и «пост». Это процессы, которые начинаются задолго до производства.
Сейчас компьютерная графика настолько вошла в кино как часть киноязыка, настолько зритель привык видеть такую картинку, что она является неотъемлемой частью производства. А значит, при планировании съемок мы уже понимаем, какие виды пост-продакшена потребуются. Дальше на этапе подготовки команда, включающая и супервайзера визуальных эффектов, определяет задачи, которые будет проще решить не на площадке, а у компьютера.
Мы в Фастове, а за окном должен быть Нью-Йорк
А какие, например, самые элементарные виды поста?
Например, виды за окном. Режиссеру удобнее снимать в контролируемых условиях. Когда никто не привязан к солнцу и освещению. Соответственно, такое снимаем в павильоне. Либо же если мы где-нибудь в Фастове, а за окном у нас должен быть Нью-Йорк. Вот такое в кино чаще всего постят.
Правильно ли я понимаю, что этот момент обязательно нужно предусмотреть до начала съемок, и это «окно» должно быть на площадке зеленым?
Ну или синим.
Или синим. Я имею ввиду, можно ли нарисовать за окном Нью-Йорк, если у нас там реальный вид из окна, а мы переписали сценарий и перенесли действие в Антарктиду из Бучи?
По идее, можно все. Вопрос овчинки и выделки. То есть цены. Такой пост потянет много времени. Соответственно, и денег. Поэтому важно, чтобы супервайзер был подключен уже на этапе планирования. Кстати, вы не поверите, но часть моей работы часто заключается в том, что я доказываю группе, что вот тут и вот здесь пост не нужен, и это проще снять, чем нарисовать.
Например?
Вырастить и надрессировать дракончика накладно
Скажем так. Если нам в кадре нужен маленький дракончик, то, несомненно, лучше его делать на посте, потому что вырастить и надрессировать маленького дракончика накладно, долго и нереально. А вот если это стол, стул или любой другой реальный предмет, то, поверьте, вы не захотите его дорисовывать, если посчитаете, сколько будет стоить его просто заказать и сделать. В общем, тут речь всегда о предметах взаимодействия.
Сурово. Но мы и так знаем, что пост-продакшен - это дорого.
Бывают и обратные ситуации. Когда стоимость работы специалистов компьютерной графики даже и рядом не стоит с суммой гонорара голливудской звезды, например. И на площадке никто не станет тратить время на перевешивание «зеленки» для облегчения задачи посту, если все это время «простаивает» дорогущий актер. Его час ожидания может стоить дороже, чем несколько недель поста. Значит, будут снимать.
А часто ли приходится исправлять на посте незапланированное, мелочевку?
Раньше это была тотальная практика: что-то забыли - дорисуйте, что-то не заметили - затрите. Теперь производство стало более профессиональным. Да и, опять же, присутствие супервайзера на площадке радикально уменьшает количество таких грешков. Это человек, который помимо режиссера, может сказать: «Стоп». Плюс он может ставить дополнительные задачи. Например, доснять фон с другого ракурса, что потом понадобится для прорисовки.
Давайте поговорим о пост-продакшене на примере конкретного фильма. Вы работали со спецэффектами к фильму Максима Ксьонды «Бобот».
И до сих пор продолжаем работать. Мы сейчас готовим картину к телевизионному показу. Эта версия будет на полчаса дольше, и мы дорабатываем эти части.
«Мы» - это вы и..?
На самом деле мне кажется, что в Киеве не осталось специалистов пост-продакшена, которые не приложились бы своими руками к этому проекту. Я не то, что назвать, даже посчитать не смогу. Сотни людей. Потому что мало кто из пост-продакшен студий столицы готов самостоятельно сделать настолько цифровые проекты, как «Бобот». В прокатной версии фильма - более 500 шотов с компьютерной графикой. И зачастую это полностью нарисованный мир с одним-двумя снятыми на камеру персонажами.
Давайте объясним далеким от кинопроизводства людям, что такое «шот» и много это или мало 500.
500 - это большая половина фильма. Шот - это, грубо говоря, «от склейки до склейки», «от мотора до снято». И тут речь не о дорисованном виде из окна. Мы говорим о тотальном заполнении кадра, создании мира, несуществующих объектов, о прорисовке крупных и мелких деталей. То есть, это шот на несколько секунд, где на площадке снят Вадик (мальчик, главный герой фильма «Бобот» - прим. ред.) и пол. Все остальное, что есть в финальном кадре, - это руками создано на компьютере. Нам было так приятно, когда кто-то из критиков написал, что картину снимали прямо на режимном объекте Киевэнерго! Потому что этот режимный объект нами нарисован. Считаю это отличным комплиментом.
Ок, этот объект вы могли посмотреть и переосмыслить для фильма. А кто первоначально визуализирует наполнение пространства в тех моментах, где оно полностью придумано? Какая очередность вообще работы в таком случае?
Схематически - режиссер, потом у нас был прекрасный концепт-артист. Он рисовал концепты пространства и наполнял их объектами, потом специалисты перевизуализировали их в 3D. Это давало возможность оператору нарисовать схему света для площадки, а актерам понимать, что вокруг них будет происходить. Также эти концепты были важной опорой для полностью цифровых кадров. А высокий уровень их исполнения / продуманности позволял приближать финальный шот максимально близко к задумке. И мы очень гордимся этим соответствием.
Свет не дорисовывается, насколько я поняла, графикой?
Нет, все тени и отблески на людях и предметах, которые сняты на камеру, уже не изменить. Поэтому важно точно понимать, какую тень или какой свет будет бросать на человека тот объект, который мы потом дорисуем.
Тени и отблески на людях и предметах, которые сняты на камеру, уже не изменить
И финальным этапом становилось заполнение кадра объектами?
Преимущественно да, такая последовательность. Но кайф нашего производства был еще и в том, что мы могли на любом этапе предложить что-то лучше, чем было задумано. В Голливуде такой номер не пройдет никогда. Там каждый человек делает ровно то, что прописано в его микрозадаче. В нашем случае работу можно назвать «творчеством в процессе».
Сколько творили, чтобы нарисовать столько всего?
Года два. Совсем плотно - в последний год перед премьерой. У каждого были свои задачи. И не всегда это создание самих объектов. Например, были ребята, которые делали «строительный материал»: мир пришельцев, если помните, полностью состоял из мусора, и задача состояла в том, чтобы создать материал из мусора, из которого уже простраивались объекты. И если мы увеличим вот этот квадратный сантиметр, то можно увидеть, что он состоит из моделей абсолютно всех видов мусора, которые можно вообразить: баночек, скляночек, поломанных дисков и всякого такого.
Вы как-то определяете для себя жанр этого созданного виртуального мира?
Мы называем это электро-панк. Есть стим-панк, который завязан на паровых машинах, есть кибер-панк - цифровой мир. А у нас все связано с электричеством и энергией.
После выхода на экраны «Бобота» к вам выстроилась очередь заказчиков из кино?
Да. Преимущественно иностранных. Но есть и украинские проекты. Скажу больше: у нас есть и собственные идеи и разработки. Однажды мы их точно воплотим. Я говорю о всей команде, которая работала над «Боботом».
То есть иностранные заказчики - это не тот предел мечтаний, который можно вообразить?
Нет, конечно. Украинское кино делать интереснее. Один из наших подрядчиков, который работал над финальными визуализациями локаций Укрэнерго, Дима Ткачук, однажды сказал: «Когда делаешь работу для иностранцев, не случается кульминации. Нет момента оргазма». Если по-простому, ты не идешь со всей командой на премьеру и не наслаждаешься результатом своей работы. Не мандражируешь перед показом. Нет эмоций. Здесь же ты получаешь полный комплект.
Не случается кульминации. Нет оргазма
У нас получилась крутая команда, и все мы видим большой потенциал совместной работы. Верим в объединение над следующим проектом, где все смогут себя проявить на 100%. Ну и, конечно, я уверен, что Украина еще увидит свое кино с захватывающими спецэффектами, сделанными локальными студиями и артистами.