В помещении Малой оперы состоялась премьера спектакля «Триумфальная арка». Молодой режиссер Анна Огий, исполнившись любовью к Эриху-Марии Ремарку, попыталась втиснуть в свою постановку как можно большую часть его романа. В результате спектакль разбух до четырех часов вместо заявленных трех и раздавил своей непомерной массой оригинальный замысел.
Когда: 21 февраля, 19:00
Где: Малая опера (ул. Дегтяревская, 5)
Действие спектакля происходит не только на сцене, но также в проходе и на балконе
Центральный проход расширили и освободили. Зрительские кресла поставили по обе стороны прохода лицом к нему и, соответственно, боком к основной сцене. В глубине зала оставили свободное пространство. Балкон над ним тоже стал местом действия. В итоге получилось четыре сцены с разными возможностями и функциями. Кроме того, персонажи появляются на балкончике ложи, а живая музыка доносится из дальнего угла. В общем, если вы соберетесь на «Триумфальную арку», потренируйте шейные мышцы – в театре так часто головой вы еще не вертели.
В общем, «Триумфальная арка» – спектакль любопытный, небанальный
Анна Огий – режиссер ищущий, креативный, в ее спектакле много остроумных оригинальных метафор. Например, первый интимный акт Равика с Жоан изображен при помощи попеременных вставаний-приседаний-вздохов. Результаты гинекологического осмотра в публичном доме интерпретируются посредством звуков, извлекаемых из струн пианино: если звучание чистое, то девушка здорова, если диссонанс, значит, подцепила заразу. А еще есть сцены аборта, в которых используются лопающийся воздушный шарик и извлекаемый из-под платья плюшевый мишка. Ну, вы понимаете.
Жоан (Виктория Ромашко) и Равик (Руслан Сокольник) в который раз выясняют отношения
Далеко не все режиссерские приемы легко прочитываются. Кого изображают периодически дефилирующие по проходу фигуры то в белых масках, то в клоунских костюмах? Чем обусловлены те или иные зонги и хореографические номера? Кто эта стриженая девочка в легком платьице с изломанной пластикой? Если вы не читали или плохо помните роман Ремарка, то не сразу поймете, что это призрак несчастной Сибиллы, невесты Равика, которую в гестапо довели до самоубийства. С другой стороны, что за современный театр, в котором все понятно?
Kто автор сего кошмара
В общем, «Триумфальная арка» – спектакль любопытный, небанальный. Однако есть несколько «но», которые в значительной мере нивелируют его достоинства.
Первое и самое главное. Сполна представить роман на сцене физически невозможно. От каких-то сюжетных линий приходится отказываться вовсе, какие-то эпизоды нужно радикально сокращать. Режиссеру, испытывающему пиетет перед автором текста, сделать это ой как нелегко, а Огий как раз испытывала. Она работала над постановкой семь месяцев, однако поступить подобно своему герою хирургу Равику и отрезать все лишнее так и не решилась. Ее «Триумфальная арка» получилась слишком громоздкой.
Самое печальное в «Триумфальной арке» – это ее промоушен
Второе «но» напрямую связано с первым. В романе отношения между Равиком и Жоан прописаны детально и последовательно, логика их развития вполне ясна. В постановке Огий пропадают нюансы, возникают лакуны, теряется связность. Бесконечное выяснение отношений между героями становится утомительным – почти как в жизни. К концу четвертого часа начинаешь с нетерпением ждать, когда уже этот чертов ревнивый актер наконец-то укокошит взбалмошную Жоан и освободит прямодушного Равика и уставших зрителей от нескончаемых страданий.
Борис Морозов (Максим Цедзинский) – русский эмигрант, поэтому он часто пускается в пляс
Самое печальное в «Триумфальной арке» – это ее промоушен. Спектакль готовился под эгидой Дикого театра, но буквально за неделю до премьеры директор Дикого Ярослава Кравченко заявила, что постановка Огий более никакого отношения к нему не имеет. Информация о спектакле разбросана по сетевым сервисам продажи билетов, и если на Karabas.com она четкая и внятная, то на Concert.ua помещен текст чудовищной выспренности и безграмотности. Например, там можно увидеть такое: «Для нас основной задачей стоит услышать автора, познать имперический (sic!) пласт романа, соотнести его с сегодняшними реалиями жизни и окунуть в будущее». Остальное люди с крепкими нервами могут прочесть на скриншоте.
Шедевр промоушена на сайте Concert.ua
Увы, догадаться, кто автор сего кошмара, не составляет большого труда. Хочется надеяться, что этот ищущий креативный человек прочтет статью, поймет, что каждому следует заниматься своим делом и в следующий раз поручит составление анонса специально обученным этому людям.