Неужели вы не были в 1964 году в Нью-Йорке и не видели мюзикл Джерри Бока «Скрипач на крыше» в постановке Джерома Роббинса? Это, конечно, нехорошо, вам можно от всей души посочувствовать, но беда невелика: точно такой же (ну почти) спектакль вы теперь можете увидеть в Киеве в Театре оперетты. С мая прошлого года там идет «Скрипач на крыше», поставленный художественным руководителем театра Богданом Струтинским по лицензии Music Theatre International (Europe) Ltd.
Когда: 27, 28 февраля, 19:00
Где: Театр оперетты (ул. Б. Васильковская, 53/3)
Кажется, что в первой сцене спектакля участвует вся труппа театра. А может, так оно и есть
Сначала немного истории. Первую постановку «Скрипача на крыше», как уже было сказано, осуществил Джером Роббинс, урожденный Иеремия Вильсон Рабинович – коллега Леонарда Бернстайна и Джорджа Баланчина, автор «Вестсайдской истории», одного из самых знаменитых мюзиклов всех времен и народов. Постсоветскому зрителю «Скрипач» знаком по вышедшей в 1971-м киноверсии Нормана Джуисона с неподражаемым Хаимом Тополем в роли Тевье.
Интересно, есть ли вообще среди актеров евреи?
Основой для мюзикла Бока послужили рассказы Шолом-Алейхема о молочнике Тевье из еврейского местечка Анатевки. По мотивам этих текстов поставлено огромное количество спектаклей и фильмов, в том числе украинских. Среди них и легендарная постановка «Тевье-Тевель» Театра им. Франко с Богданом Ступкой в заглавной роли, и посредственная кинолента «Мир вашему дому» (2017), которая вызвала скандал из-за участия в ней российского актера Евгения Князева, поддержавшего аннексию Крыма. Кстати, вы будете смеяться, но настоящая фамилия Шолом-Алейхема тоже Рабинович.
Один из самых трогательных приемов постановки – участие юного скрипача, глядящего из нашего времени на роковые события столетней давности
На какую из многочисленных версий «Скрипача на крыше» получил лицензию Театр оперетты, я сказать не могу. К фильму Джуисона постановка Струтинского весьма близка, но театр все-таки не кино, у него другой язык, другие возможности, другие выразительные средства. Скажем, живых лошадей, коров и кур в спектакле вы не увидите, а вот живой гусь, представьте себе, будет – его выносит на сцену Дмитрий Вивчарюк, исполняющий роль портного Мотла. Гусь поначалу немного нервничал и пытался вырваться, но потом успокоился и свою роль доиграл достойно. Правда, ни одной ноты так и не спел.
К фильму Джуисона постановка Струтинского весьма близка
Зато другие поют и пляшут, как и положено в мюзиклах. Порой приходит в голову дурацкая мысль: «Интересно, есть ли вообще среди актеров евреи?», каковую тут же с неловкостью отметаешь, поскольку никакого значения это не имеет. Еще так же невольно начинаешь прикидывать, сколько евреев среди зрителей. С грустью вспоминаешь, что за годы независимости еврейское население Киева сократилось приблизительно на порядок, то есть вдесятеро. Зато с радостью думаешь о том, что как минимум один еврей в зале имеется – это ты сам.
Знаменитая ария «Если бы я был богат». В роли Тевье блистает Николай Бутковский
Первый хит мюзикла, как многие помнят, называется Tradition, по-русски «обычай», по-украински «звичай». Конечно, речь идет о заповедях Торы, около восьми тысяч лет регламентирующих правила жизни правоверных иудеев, но это слово вполне можно применить и к самой постановке. «Скрипач на крыше» в Театре оперетты – спектакль традиционный, созданный по классическим образцам. Никаких выкрутасов, никаких вольностей. Что и неудивительно: лицензия права на вольности режиссеру не дает.
Сцена свадьбы Мотла и Цейтл тоже сделана с большим размахом
В общем, тех, кто ищет в театре новизны, поиска, эксперимента, постановка Струтинского не заинтересует. А вот если вы хотите послушать хорошую музыку, увидеть симпатичное зрелище, посочувствовать обаятельному бедняге Тевье, одна дочь которого выходит за нищего портного, другая убегает с революционером и попадает в тюрьму, а третья тайно венчается с русским парнем, то «Скрипач на крыше» – лучше не придумаешь. Только имейте в виду: на два с половиной часа Театр оперетты заставит вас почувствовать себя евреем. Между прочим, во всех отношениях полезное дело.