Почти 80 тысяч человек за две недели проката купили билет на фильм Алексея Шапарева “Круты 1918”. Люди выходили с картины с очень разными эмоциями. Многие с разочарованием. Но ни один зритель не ушел, не запомнив самый яркий образ в фильме - демонического Муравьева, командира большевицких войск.
Виталий Салий, актер сыгравший персонажа и до этого дня был известен как театральный и сериальный артист, а тут и вовсе проснулся если не знаменитым, то самым обсуждаемым среди этих 80 тысяч людей. Мы поймали его для долгого и обстоятельного разговора, чем и гордимся. Потому что задача не из самых легких.
Актёры часто рассказывают, как их закалили трудности “понаехавших”, как они целеустремленно шли к своей цели, выбираясь из своих маленьких городков. Ты - киевлянин, но в одном из интервью уже говорил, что никаких бонусов это тебе никогда не давало.
Да им и взяться-то неоткуда было. 90-е годы, обычная школа на окраине Оболони, у озера Министерка, мы сидим на какой-нибудь геометрии, а рядом в посадке звуки перестрелки - у нас там на Героев Днепра это в порядке вещей было. Однажды мы с толпой пацанов (это начальная школа еще была, середина 90-х) играли в посадке и нашли мертвого человека - бежали оттуда как сраные зайцы. А сколько мы там находили гильз - я даже не считал.
Я при этом из семьи, в которой мама изо всех сил тянула несколько работ, и еще бабушка-пенсионерка, я рос без отца, дедушка военный умер в начале 90-х. Так что особо нечем мне было помогать и фору обеспечивать.
А в 13 лет я панковать начал. Ирокез такой на три пальца на голове ставил, зеленкой поливал.
Поколачивали в школе, наверное?
Ну может пару раз. И то не очень. Я просто был полезен в школе. Я мог по красоте сорвать урок. Юмор меня спасал. Так что меня нормально воспринимали.
То есть в гоповской школе была андеграунд-компания?
Да я в школе и не тусил. Я всё больше зависал в центре. БЖ, “Труба” тогда была - на Крещатике переход не так застроили, как сейчас, и потому там такое рок-н-рольное место было. Я застал остатки былой роскоши.
И что вы обычно делали?
Пили вино, играли на гитаре. И не только.
Ну-ну?
Ну мы же панки были (смеется). Нам полагалось провоцировать милицию и прохожих. Дурацкий бунт такой. Нам в то время Макдональдс казался очень мажорным заведением. Ну мы тут все мивину “Алазанской долиной” запиваем, а они там в ресторане обедают. И мы становились возле стекла и демонстративно пускали слюни. Как сироты, заглядывали на тех, кто вгрызался в гамбургеры. Чтоб не так вкусно было.
И вот наступает момент признаний в чем-то более дерзком. Смотреть - это точно не вершина возможностей панков.
Один раз, не буду говорить где, и возможно я всё это выдумал (на всякий случай)... В общем, скажем так: были у меня одни знакомые панки, которые решили уничтожить Рональда Макдональда - клоуна. Мы там, то есть они, конечно, целую спецоперацию разрабатывали. Проносили с собой орудия труда. Молотки. Нам… Им казалось, что Рональд так красиво, как в кино, разлетится на куски от одного удара. А он оказался из такого плотного картона, и потому от ударов стоял весь порезанный, но не падал. Короче, клоуна мы не победили, а он над нами знатно посмеялся. В общем, дурацкие у нас были затеи.
И как панк трансформировался в актера?
У меня была подруга, которая меня затянула на подготовительные курсы в театральный. И прямо с первых занятий меня пробрало. С нами тогда занимался Струтинский Богдан Дмитриевич, нынешний худрук оперетты. Гениальный педагог. И тут я понял, ну какая “Алазанская долина”?! Вот тут свобода, это круто, здесь огонь. Зона легальной свободы. А потом оказалось, что за это еще и деньги платят.
Ты смог получать адреналин без алкоголя и без схваток с клоунами?
Вот да! Эти тренажи - это же магия натуральная. Ты начинаешь какими-то энергиями управлять, какой-то новый уровень интуиции. Ты вдруг начинаешь читать мысли партнера, предугадываешь, например, какую он сейчас поднимет руку. Можешь управлять своим весом даже!
Это как?
Ты концентрируешься, а два человека тебя буквально двумя пальцами поднимают. Правильное распределение веса и напряжение мышц.
В общем, тебя поглотило.
Я так занырнул тогда в учёбу, что отказался практически от всего. Я в первый же день курить бросил. Наш мастер курса собрал всех и сказал, что “артист должен быть здоровенький” - видимо, он имел ввиду, что надо было накопить здоровье на будущее (смеется).
Всегда интересно наблюдать, как те люди, с которыми ты что-то зубрил на первом курсе, через много лет приобретают высокий статус, и уже куда ни ступи, у тебя везде есть знакомые уважаемые люди. Кто из твоего студенчества сейчас в твоем поле зрения?
Ну вот мы сейчас в “Крутах 1918” вместе играли с Андреем Федичиком. Мы с ним еще тогда, на вступительных, нервно столкнулись в дверях и тут же подружились. Энергично так. (смеется) Мы поступили к разным мастерам - я у Митницкого на курсе оказался, а он поступил к Мажуге, и в первый учебный день были так воодушевлены, что Андрюха пришел со мной, сел и просидел всю первую лекцию у Митницкого. В конце тот спрашивает: “Мальчик, а ты кто?” - “Я вот Фединчик, студент, поступил.” - “Нет, дружок, ты нам не студент, дуй к своему мастеру!”.
Чем в те времена зарабатывали актеры, если не попадали в обойму российских проектов?
Рекламой в основном. А потом пошли сериалы, которые в Киеве снимались.
“Мухтар”?
О да! “Мухтаром” всех задело и не по одному разу. У нас в актерской среде даже градация есть “народный артист Мухтара”, “заслуженный артист Мухтара”. Я по-моему в четырех или пяти ролях там снялся. Мне уже и усы, и грузинский нос лепили, как только не извращались.
Но теперь-то у нас у всех есть кино. Ты для себя ставишь его в приоритет? Если тебя зовут в сериал, где можно хорошо заработать и в кино, где явно меньше?
Конечно, кино в приоритете. Да, по деньгам это совсем невыгодно, но ведь это совсем другой уровень работы.
Часто некоторые актеры и не переключаются с уровня на уровень. А на площадке видно, что партнер, например, лажает?
А вот не всегда. Бывает играешь в пустоту практически. Не чувствуешь никакого коннекта. А потом смотришь на экране, а у человека процессы такие в глазах происходят! Просто технологически, например, на крупных планах, ты, бывает, даже не видишь глаз партнера, ты только слышишь текст, но играешь куда-то в плечо. Потому что так удобно для света, для камеры. А бывает и наоборот. Сыграли, получили кайф, а на экране всё рассыпается. Но это опыт и чувство меры. Всё пока только начинается.
Замкнутый круг “опыта нет - плохо играешь. плохо играешь - не будет опыта”.
У нас же в институте-то не учат работать с камерой мы все - театральные актёры. Всё, что ты мог сделать - сниматься хоть за бесплатно, лишь бы наработать навык. Но сейчас, слава богу, уже современные технологии позволяют работать над собой самостоятельно - было бы желание. Хоть на телефон себя записывай - и смотри потом, работай с этим. Ты можешь всё отработать, не выходя из дома. Раньше, например, тебе предстоит играть сумасшедшего - ты идешь в Павлова, договариваешься, сидишь там несколько дней, наблюдаешь за пациентами, за их поведением. Теперь открыл ютубчик в смартфоне - всё, у тебя тонны материала. Работай. 21 век - это гениально!
Смартфон в целом - это огромная часть жизни. И прежде всего работы. Для актера, как и для журналиста, например, соцсети - это тоже рабочий инструмент.
Конечно! Есть люди, которые очень здорово этим управляют. Например, снялся ты в каком-то молодежном сериале, набежали к тебе подписчики - тысяч 50-70 - дальше твоя работа подпушивать и подогревать постоянно эту аудиторию. И благодаря этому, через свой аккаунт ты сможешь продвигать более качественное кино, но уже не такое медийное. Есть люди, у которых по миллиону таких подписчиков. У них один пост заменяет огромную промоушен-акцию. Он приводит людей на спектакли, на ивенты.
У тебя достаточно активный Инстаграм, кстати.
Это да, хоть я и не использую все его преимущества. У меня жена (актриса Анна Арефьева - прим. ред.) в этом плане более активна и продвинута. А у меня такой художественный дневник.
И в нем очень много путешествий.
Да, любим это дело. Мы с Аней однажды поняли, что и она, и я абсолютно не умеем откладывать деньги. И в какой-то момент выкупили, что самый кайф вкладывать средства именно в эмоции. А больше всего их приносят путешествия. Особенно когда у нас появился сын. В поездках мы и обнуляемся, и отдыхаем. И Даниле мир показываем.
Какие самые яркие впечатления из поездок привозили?
Италию очень любим. Но самое необычное наше путешествие было в Занзибар, Танзания. Это африканский остров. Там люди туристами не так избалованы, поэтому очень открыты и искренне всё рассказывают.
О чём вы их расспрашивали?
О жизни. У них, например, у многих выбиты зубы. Оказывается им выбивают их в детстве специально. Потому что многие болеют болезнью, при которой челюсть не разжимается, и вот для того, чтобы ребенка кормить через трубочку, ему выбивают зубы. И теперь это уже традиция.
И они говорят по-английски?
Ну вот с теми, кто не говорит, актерское образование пригождается. Этюдами общались. Жесты решают.
А еще, помню, идешь такой, случайно голову поворачиваешь, а из кустов на тебя детским голосом кричит обезьяна и зигует. (смеется) Природа - крышу сносит. Зато уровень жизни… у нас экскурсия была в местное поселение, мы насмотрелись, конечно, на грязных полуодетых детей, лениво валяющихся мужиков и пашущих женщин. Очень потом по возвращении ценить начинаешь свой дом.
Экзотично.
Ага, а еще нас возили в ВВС-шный питомник белых львов. Англичанка всю жизнь на этот питомник положила, держит оборону насмерть, спасает львов. И там целая рота автоматчиков в охране. Потому что в Танзании полно бандосов, очень много бандитских группировок. И вот для них крутая тема, если над камином где-нибудь висит шкура такого белого льва. Так что там настоящие перестрелки за них постоянно.
Как в кино.
Кстати! У них есть своё кино!
Да ладно! И как?
Мы смотрели их сериалы в отеле! (смеется) Это настоящее МЯСО! У них во всех, даже абсолютно бытовых сериалах, присутствует магия. Дело в том, что они в неё верят поголовно, и потому ты так смотришь, семья на экране обедает, общается, потом так р-раз, демонов вызвали, полечились чуть-чуть и дальше едят.
Прекрасно! Это очень удобно для сценаристов!
Да! Так что и кино наше можно оценить с большей благосклонностью после такого вояжа. Не только уровень жизни.
Ну у нас и своего веселого трэша хватало.
Сейчас процессы у нас в кино многообещающие. Я хорошо помню нулевые годы, когда на съемочной площадке чай заваривали одним пакетиком на несколько чашек. Когда стояли техники - дедушки преклонных годов, им режиссёр говорит: “Поставьте эпл-бокс сюда”, а они ему: “Коля, а шо цэ? Оцей ящик?”. А когда хлопушка хлопает, команда “Начали”, а кто-то кричит “Подождите, не начали, хлопушка еще не успела из кадра выйти”, а она просто не успевает выбежать из кадра из-за преклонного возраста.
Отлично! Обожаю актёрские байки. Над ними можно годами смеяться.
О, их у нас копится целыми томами. Только они все преимущественно нецензурные.
Мы с читателями не боимся трудностей. Расскажи.
В театре. Спектакль “Дамочки в сторону севера”. Мы вместе с Мишей Кукуюком играем двух женщин, сестёр-близняшек. Это чёрная драма-комедия. Малый зал. Начинаем спектакль, а потом свет выключается, и мы перебегаем с Мишей, и появляемся в зрительном зале, сзади. Тем временем на сцене экран, где идет видео. И на фоне этого видео стоит пьяный мужик и в зал так отчаянно с призывом к зрителям: “Да это же педерасты!”, жена его тянет обратно на стул, а он не успокаивается, аргументирует: “У них же бороды!”. Мы с Мишей включились и тоже так тревожно “Где? Где педерасты? Дайте их сюда!” и типа такие мы тоже не хотим смотреть про педерастов. Еле-еле проводили его из зала. Чтобы не травмировался опытом.
Прекрасная история
У нас с этим спектаклем целый набор. Однажды в администрацию театра бдительные зрители написали докладную. “Просим Вас заметить, что артист Кукуюк играл женщину, будучи с бородой.” Мы потом все вместе смеялись очень. То есть то, что артист Кукуюк обладает гораздо большим набором гендерных приложений, чем борода, это зрителя не смутило.
В момент импровизации наверное приятно, когда партнеры подхватывают, а вот если они в шоке и ступоре?
О, это очень смешно бывает. Я страшно колюсь в такие моменты. Конечно, если на сцене косит смех, то стараешься подавить хоть как-то, но бывает, что и смеюсь, как упырь какой-то. Я не умею не колоться. Хотя меня учили прикусывать кончик языка до боли, но тогда ты начинаешь мироточить. Из глаз слёзы. Хорошо, если они там к месту.
Следующий фильм на большом экране, где мы тебя увидим, это “Заборонений”, фильм о Василе Стусе. Кто твой герой?
Очень не хочется спойлерить, потому что роль интересная. Там, как и в “Крутах” антагонист. Есть и любовная линия, но очень неожиданная. Это человек, который став частью системы, перемоловшей Стуса, ею же и был поглощен. Маленький человек в жерновах системы. Вот так наверное.
Прошлым летом вокруг этого фильма был скандал. Что актёр в таком случае чувствует? “Во что я вляпался” или “О, отлично, пиар проекту, в котором я снялся”?
Мне удивительно, что у нас кино часто вызывает волны негатива. Я бы сказал адского срача. Раньше такая же история была с театром. Любая премьера, любое событие провоцировали поливание друг друга грязью. Но сейчас пришло классное молодое поколение режиссеров: Трунова, Жирков, Петросян, Веселовский, Жыла, Осмаловская, да тот же Андрей Билоус. И по-моему они договорились между собой. Они больше не топят друг друга. Это отличный пример для киношников. Поменьше бы негатива. А то ведь в отрасли два-три лагеря профессионалов и еще “громада”, которая каждый раз норовит примкнуть к какому-то из лагерей. Но для фильма любой шум - это хорошо. Главное, чтобы это не начало угрожать здоровью людей, которые принимали в этом участие. Например, Роме Бровко, режиссеру фильма. Я знаю, что он настолько тонко чувствующий человек, который воспринимает всё очень близко, что мне за него даже как-то переживательно. Люди-то не разбираются, сразу лупить начинают.
Ну и напоследок о более далеком будущем. Если “Заборонений” уже снят и готовится к прокату, то следующий твой проект только входит в активную фазу производства.
Да, это картина “Я работаю на кладбище” по книге Павла Белянского. Там у меня главная роль, уже не антагонист, а протагонист.
Белянский - писатель, вышедший из блогерства и ставший теперь сценаристом. Подписчики и читатели всегда ценили его за тонкий юмор. Кино будет смешным?
Ой, я надеюсь, что это будет и весело, и грустно. Потому что очень крутая история. Там и хармсовщина, и чеховщина, и про любовь, и про смерть. Как человек с помощью мыслей о смерти, начинает полнее жить. История, наполненная парадоксами. И юмором, конечно.
Фото - Анна Бешкенадзе и Евгений Власов