Сцена 77 под крышей Театра оперетты – специальное место для творчества молодых и дерзких. Очередным экспериментом на этой площадке стал «Оркестр» Анны Горянской по пьесе Жана Ануя. К произведению классика французской драматургии ХХ века режиссер подошла с озорством и выдумкой. Все женские роли в ее спектакле исполняют мужчины.
Когда: 3 марта, 16:00
Где: Театр оперетты (ул. Б. Васильковская, 53/3)
Мадам Ортанс (Кирилл Басковский) недовольна Сюзанной (Петр Челяли)
Отчасти пьеса похожа на «Репетицию оркестра» и «Контрабас», но нужно иметь в виду, что Ануй написал ее за 16 лет до фильма Феллини и за 19 до монолога Зюскинда. Персонажи «Оркестра» – участницы камерного ансамбля, развлекающего посетителей кафе в провинциальном курортном городке. Шесть женщин в процессе действия перебрасываются сугубо женскими репликами о кулинарии, вязании, любовных делах и прочем домоводстве. Мелкие споры перерастают в ожесточенную грызню и доходят до открытых конфликтов.
Пианист (Владимир Одринский) – существо жалкое, но жалости не вызывает
У одной из оркестранток, виолончелистки Сюзанны Делисиас, тайный роман с пианистом Леоном, единственным мужчиной в ансамбле, но при этом существом смешным и жалким. Пианист вроде бы любит Сюзанну, однако настаивает на том, что не может бросить больную жену. Несчастного пианиста также обхаживает руководитель оркестра мадам Ортанс. К финалу пьеса набирает трагические обороты, пианист срывается, заявляет, что он сам себе солнце и ему на всех наплевать, в том числе на Сюзанну. Звучит фатальный выстрел, который оркестру надлежит заглушать веселой жизнерадостной музыкой.
В постановке Анны Горянской музыкальных инструментов нет. Актрис тоже нет, есть только актеры. Чтобы они больше походили на женщин, им выбелили поросшие модной щетиной лица, насурьмили брови и накрасили губы. Кому-то взлохматили волосы, кого-то наделили париком. Всех одели в пышные белые юбки-платья с воланами. Сказать, что актеры изображают женщин, будет некоторым преувеличением. Одни манерничают, другие нет, одни делают голос тоньше, другие обходятся данным природой баритоном. Скорее перед нами натуральные мужики, произносящие тексты от имени дам.
На сцене шесть мужчин-женщин и один мужчина-мужчина
Некоторый комический эффект, безусловно, присутствует. Когда крепкие хлопцы демонстрируют широченные бицепсы, оголяют мощные торсы, задирают колючие волевые подбородки и при этом бубнят про изнаночные петли, смалец для запеканки и кружевные салфетки, когда мадам Ортанс, переходя с малой октавы на большую, требует от подопечных женственности и обаяния, зал отзывается благодарным смехом. Вот только трагическая составляющая пьесы Ануя при такой интерпретации пропадает напрочь.
Трагикомедия на столичных подмостках чуть ли не самый популярный жанр, но если заставить зрителя немного поржать режиссерам еще кое-как удается, то выдавить из него слезу уже сложнее. «Оркестр» Горянской как раз тот случай, когда смешное местами получается, а вот серьезное увы и ах. Фарс невозможно провернуть назад: глядя на одинаково размалеванных дядек в воланах, понимаешь, что эмпатия тут неуместна, а катарсис и не валялся. Весь финальный пафос пролетает мимо, как пресловутая фанера над тем самым Парижем, где 11 января 1962 года «Оркестр» впервые показали публике в Театре Елисейских полей.
Чувствуется что Памела (Евгений Прудник) – баба не хилая: может остановить на скаку семь коней и войти в десять горящих изб
Травести сейчас в тренде. Александр Ярема блистает в роли Мэг в «Королеве красоты» по Мартину Макдонаху в «Золотых воротах». Лев Сомов великолепен в образе мадам Розы в «Жизнь впереди» по Эмилю Ажару в Театре на левом берегу. Там же Михаил Кукуюк и Виталий Салий в виде двух дамочек уже который год эффектно движутся в сторону севера. Если в перечисленных случаях прием работает на все сто, то в «Оркестре» он не более чем самодостаточен. Мужики в юбках это, конечно, прикольно, но одного такого прикола для хорошего спектакля все-таки маловато.