На исходе зимы сразу два ведущих столичных театра обратились к культовой пьесе Михаила Старицкого «За двумя зайцами», причем оба перенесли ее действие в наши дни. Спектакли получились совершенно разные: как сказал бы Прокоп Свиридович Серко, у Игоря Матиива в Театре на Подоле вышло что-то одно, а у Анастасии Осмоловской в Театре на Левом берегу – что-то другое.
«За двумя зайцами»
Когда: 7 мая, 19:00
Где: Театр на Подоле (Андреевский спуск, 20а)
«ГолохвастOFF»
Когда: 20 апреля, 19:00
Где: Театр на Левом берегу Днепра (Броварской проспект, 25)
В Театре на Подоле Голохвастов (Иван Завгородний) – такой себе парнишка на понтах, как бы хипстер. Посасывает сигару (окурок, подарок начальника), хвастается якобы брендовыми шмотками (стилизованное под фирму рванье), изображает из себя крутого международного коуча (в ход идут словечки типа маркетинг, таргетинг, лизинг, франчайзинг). Проня (Екатерина Вайвала) – непроходимо тупая расфуфыренная фифа с силиконовыми губищами-сисяндрами и с шопингом в качестве единственного хобби. Остальные персонажи, хоть и перекрашены под современность, выглядят вполне традиционно.
Самый яркий персонаж спектакля «За двумя зайцами» – конечно же, Проня (Екатерина Вайвала)
В Театре на левом берегу Голохвастова играет Михаил Кукуюк, и тот, кто знает этого актера, уже все понял. Да, левобережный Свирид Петрович – собственной персоной брутальный демонический мачо, ничего хипстерского в нем нет и в помине, он продвинутый жлоб, поднявшийся над другими жлобами, которых он сам зовет «кугутами», и поэтому жлобом себя не считающий. Среди прочих действующих лиц «ГолохвастOFFа» выделяется не только неистовая Проня (Екатерина Качан), зверски перемалывающая челюстями сигареты, но и ядреная Секлета (Тамара Антропова), выдающая бешеную эксцентрику с элементами то ли тхэквондо, то ли тайцзицюань.
Сцена из спектакля Осмоловской: Свирид Петрович разрывается между Галей (Екатерина Савенкова) и Проней (Екатерина Качан)
Правда, Кукуюк и Ко возвращаются к хорошо знакомым истокам
Матиив ставил не совсем Старицкого и Нечуя-Левицкого. Классический текст специально для спектакля адаптировала Оксана Прыбиш. Его вполне можно назвать палимпсестом: поверх хорошо известной основы выписаны современные реалии. Однако в спектакле Осмоловской вольностей еще больше. Начинается он со сплошной отсебятины, не имеющей к Старицкому с Нечуем никакого отношения: пацаны во главе с Голохвастовым по-пацански базарят за жизнь. Правда, потом Кукуюк и Ко возвращаются к хорошо знакомым истокам, и это даже как-то удивляет. По дебюту казалось, что без Старицкого они могут и вовсе обойтись.
Еще можно сравнить, например, двух Прокопов Свиридовичей. Впрочем, почему двух, дайте сразу трех. Если помните, на того, что из знаменитого фильма, в исполнении великолепного Яковченко, Проня напяливала поверх вышиванки нелепый зеленый галстук. Подольского Серко (Андрей Пархоменко) следящая за тенденциями губастая доця наряжает в модный килт – мужик в юбке это всегда смешно. Левобережный Серко (Сергей Булин), росточком с два аршина, на протяжении всего эпизода остается в безразмерных блестящих трусах – это, наверное, еще смешнее.
В постановке Матиива есть прямые отсылки к нашему настоящему: Максим Максимюк в роли Йоськи косплеит Коломойского
А теперь, что называется, о главном. По сути, между подольскими и левобережными зайцами огромная разница. Если постановка Матиива похожа на Лигу смеха, Дизель-шоу и прочую петросянщину, то спектакль Осмоловской больше напоминает – ну, скажем, пластилиновый мультфильм. Он под завязку набит забавными скетчами, визуальными и аудиальными приколами (живой звук обеспечивает трио музыкантов), юмористическими прибамбасами самых разных сортов. Короче говоря, «ГолохвастOFF» на порядок остроумней и изобретательней, чем «За двумя зайцами».
С другой стороны, если у Матиива получилось нечто вялое, но внутренне непротиворечивое, то в разудалом балагане Осмоловской с действующими лицами происходят престранные метаморфозы. Голохвастов там то крутой альфа-самец, то какой-то жалкий слюнтяй. В циничной оторве Проне внезапно просыпается тургеневская барышня. Степан и Галя, которых мы привыкли считать положительными героями, поначалу выглядят такими же жлобами, как и все прочие. Похоже, сценические штучки для режиссера «ГолохвастOFFа» достигли такой степени самодостаточности, что цельностью характеров она решила пренебречь.
Степан (Дмитрий Соловьев) в «ГолохвастOFFе» – такой же жлоб, как и сам Голохвастов (Михаил Кукуюк), только пожиже
«ГолохвастOFF» без обиняков именуется фарсом
Примечательно, что «ГолохвастOFF» без обиняков именуется фарсом (как я ни пытался обойтись без этого изрядно надоевшего слова, увы, не получилось), а жанр «За двумя зайцами» его авторы с удивительной честностью обозначили как фейк (то есть нечто фальшивое, ненастоящее). Есть еще одно показательное отличие. В Театре на левом берегу со сцены звучит слово «срака», а Михаил Кукуюк демонстрирует верхнюю часть того, что оно обозначает. В Театре на Подоле к таким смелым творческим экспериментам пока не готовы.