Любовь это не цель, а средство. Мечта это не досужая фантазия, а трудная работа. Смерть близкого человека это не конец жизни, а требующий преодоления барьер. Так утверждает один из ведущих драматургов России Иван Вырыпаев в пьесе DreamWorks, которую поставил в Театре на Подоле один из самых талантливых режиссеров Украины Давид Петросян.
Когда: 30 апреля, 18:00
Где: Театр на Подоле (Андреевский спуск, 20а)
Вячеслав Довженко в роли Дэвида. Лица не видно, но это не беда; его работа в спектакле не самая выразительная
Дэвиду 35. Его жена Мэрил три месяца назад умерла от рака, и жизнь без нее потеряла для Дэвида всякий смысл. Он не желает выходить из дому, перестает общаться с друзьями и принимается вести нескончаемые беседы с призраком жены, то есть как бы с самим собой, но все-таки не совсем. Призрак Мэрил уговаривает Дэвида вернуться к нормальной жизни. Сделать это ему надлежит при помощи тридцатилетней девственницы Элизабет, кандидатуру которой Мэрил одобрила лично незадолго до смерти.
Спасительница Элизабет (Светлана Косолапова) под чутким руководством покойницы Мэрил (Олеся Власова)
Жанр постановки Петросяна в афише обозначен как «экзистенциальная мелодрама», и это очень точное определение. Она и впрямь экзистенциальная – куда уж экзистенциальней, если речь идет о жизни и смерти, о смысле существования и его отсутствии. Она действительно мелодрама, потому что в тексте полным-полно клишированных сентенций с дидактичной отдушкой. Кажется, что Вырыпаев намеренно сконструировал свою пьесу из всяческих трюизмов, что, по мнению драматурга, в разговорах о горе и его преодолении без них не обойтись.
Сценическая интерпретация прихотлива
Если текст намеренно простоват, то его сценическая интерпретация прихотлива. И в визуальном, и в музыкальном решении у Петросяна доминирует обоснованный минимализм. Сцена почти пуста, на ней только больничная койка, ну и еще потом матерчатые кресла-трансформеры. Панели задника с одной стороны белые, с другой черные: для героя сейчас оттенков не существует. В качестве рисунка решетка: Дэвид обитает в тюрьме своей неизбывной беды. Каждый фрагмент стены, вращаясь, становится дверью. По существу это визуализация одной из главных идей вырыпаевской пьесы: когда перед тобой стена, найди возможность превратить ее в дверь.
Екатерина Рубашкина (Бетти) и Сергей Бойко (Фрэнк) хороши до чрезвычайности
Песенный лейтмотив спектакля – Unchained Melody, знаменитая композиция из не менее знаменитого «Привидения» с Патриком Суэйзи и Деми Мур. Она здесь как родная, сюжетные параллели между пьесой и фильмом вполне очевидны, только там призрак – погибший муж, а здесь – умершая жена. Саундтрек легок и ироничен; надо уточнить, что добрая половина DreamWorks носит откровенно фарсовый характер. Сцены с участием шести Дэвидовых друзей призваны снизить общую патетику спектакля. Друзья тут – сущие карикатуры, и это раздолье для всевозможных актерских штучек.
Будь добр, люби этих
Штучки выдают все шестеро. И циничный ловелас Фрэнк (Сергей Бойко), запутавшийся в своих взбалмошных бабах. И его жена Салли (Алла Сергийко), отравительница с поехавшей от ревности крышей. И его любовница Бетти в феерическом исполнении на каблуках двухметровой, невозможно фактурной Екатерины Рубашкиной. И бывший муж Салли Тедди – Владимир Кузнецов расцвечивает свою роль упоительными нюансами артикуляции и жестикуляции. И парочка геев – манерный толстяк Максимилиан (Максим Максимюк) и теребящий четки буддист Лама Джон (Федор Ольховский). Та еще компания, но что поделать, Дэвид, других друзей у Вырыпаева для тебя нет. Будь добр, люби этих.
Там «Киевскую пектораль» за актерский ансамбль еще дают? Получите номинантов.
Оставим фарс, вернемся к пафосу. Его дает та самая Элизабет, найденная Тедди, утвержденная Мэрил и оплаченная уже не важно кем из шестерых, может, всеми сразу. Нельзя сказать, что превращение Элизабет из простодушной барышни в матерого психотерапевта выглядит так уж убедительно, но если за это и пенять, то не Петросяну, а Вырыпаеву. А вот Светлане Косолаповой пенять не за что. Свой ударный захлебывающийся монолог о сущности любви она произносит с такой страстью и искренностью, что даже безнадежный страдалец Дэвид находит внутренние резервы для пробуждения к новой жизни.
Спектакль прежде всего режиссерский
При всех достоинствах актерских работ DreamWorks – спектакль прежде всего режиссерский, можно сказать, авторский. Кстати, Давид Петросян выступил также в амплуа художника-постановщика, художника по костюмам и автора музыкального оформления. «Мне комфортнее сделать все самому», признавался он в интервью Yabl, говоря о работе над спектаклем ( https://yabl.ua/2018/10/23/david-petrosyan-intervyu). Если кто-то посчитает, что 27-летний режиссер много на себя берет, то пусть имеет в виду, что победителей не судят.
Любимец публики Максим Максимюк в роли гея Максимилиан
Фото: Ирина Маркони